Если вам приходилось бывать на художественных выставках последних лет, хотя бы на таких значительных, как «Художники РСФСР за 15 лет» или «15 лет РККА», вы неминуемо вспомните то оживление, которое всегда царит у полотен Сергея Герасимова.
Пробираясь через густую толпу зрителей, намечая дистанцию, с которой лучше всего наблюдать полотно, только что покинувшее мастерскую художника, вы слышите неумолкаемый гул разговоров, суждений о творчестве мастера, о достоинствах нового произведения Герасимова.
Кто не знает его последних полотен, рисующих героическую эпопею - «Октябрь» и в особенности «Клятва красных партизан», сейчас уже получивших распространение в сотнях тысяч репродукций. В этих полотнах художником переданы пафос революционной борьбы, романтика революции.
па этих же полотнах уже зрелый мастер Сергей Герасимов показал, как следует строить сюжет, создавать образы, компоновать живописное
произведение, насыщенное революционным содержанием, облеченным в совершенную форму.
Сравнение мастерства живописца с мастерством композитора вполне приложимо к Герасимову. Из всех советских живописцев он наиболее музыкален. Краски его палитры звучат. Мимо них не пройти. Они всецело покоряют ваше внимание. Вы всматриваетесь в полотно и замечаете, как из отдельных звуков - красок создаются музыкально живописные фразы, переходящие в стройную, мелодичную композицию.
От патетически поднимающего винтовку партизана, дающего клятву над гробом товарища, начинается огромного звучания революционный мотив, захватывающий всю группу партизан и заканчивающийся в согбенной, полной грусти фигурке мальчика.
Тон всему творчеству Герасимова дают именно эти вещи. От них лучами исходят остальные произведения мастера, в которых Герасимов является непревзойденным бытописателем крестьянства, нового колхозного быта. По существу, это основной жанр художника. Ему - то он отдал все свое.
творчество, начиная с своих первых шагов, когда двадцатишестилетний художник, только что окончив училище живописи, ваяния и зодчества в 1911 г., дебютировал своими произведениями на выставке «Московского салона».
Ученик К. Коровина и С. Иванова, он умело воспринял палитру своих учителей, их живописные приемы и красочность, продолжая работать над изучением цвета и света в картине. Вдумчивый, постоянно углубленный в свои мысли и, несомненно, передовой (оставивший ряд полотен, посвященных революционному движению) художник С. Иванов привлекал к себе молодого мастера и своей тематикой, где быт деревни был основным.
Просмотрите огромное количество полотен, рисунков и литографий художника (Герасимов является одним из лучших наших литографов - рисовальщиков, он работал в литографии Сытина, 1 - й образцовой, и организовал при этой типографии художественную школу), и вы отметите подавляющее количество произведений, посвященных старой, дореволюционной и новой, колхозной, социалистически реконструированной деревне.
всего Герасимов, овладевая живописным и графическим мастерством, продолжал вдумчиво и углубленно (изучать деревню, ее типажи, быт, социальную ткань. Вот трудящиеся крестьяне в сетях кулацкой эксплуатации, в условиях капитализма («Батрак», «Сельский сход», Слепой кузнец»), вот они сражаются бок о бок с городским пролетариатом («Октябрь»), пополняют ряды партизан в гражданской войне («Клятва»), борются за социалистическую переделку деревни («Приезд коммуниста в деревню», «Рыбаки», «Сезонники на Днепре», «Сплав леса»). Портретная галерея «герасимовских» крестьян огромна и необычайно ценна по своему проникновению в характер человека. Это не этнографически протокольная запись человеческих «примет» или бездушная фотография, переложенная на язык живописи, что нередко можно встретить в портретах наших художников, - это реальный человек среди реальной обстановки со всеми своими помыслами и работой.
От замечательной серии автолитографированных портретов («Мужики») к живописным образам последних лет («Избач», «Деревенский комсомолец» и «Подвозчица леса») и к иллюстрациям к «Поднятой целине» М. Шолохова - таковы пути непрестанного изучения художником нового человека и вместе с тем важнейший этап советского искусства на пути к социалистическому портретному жанру.
Мастерская художника не ограничивается четырьмя стенами его московской мастерской: свой мольберт Герасимов переносит в самую гущу действительности, создавая свои произведения среди реальной обстановки. Этим и объясняется сущность реалистического направления живописи Герасимова, которая вошла в летопись советского изобразительного творчества живой, яркой страницей.
Картины, литографии и рисунки С. В. Герасимова находятся в Русском музее (Ленинград), Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств (Москва), в художественных музеях Воронежа, Астрахани, Горького, Вятки и Копенгагена (Дания).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.