Звонко поют фанфары. Полторы тысячи юношей и девушек в плотно сомкнутых колоннах стремительно бегут к центру стадиона. Сильные, ловкие, загорелые тела...
Но к чему рассказывать о том, что москвичи могут ежегодно видеть на стадионе «Динамо», а жители других городов - на экранах кинотеатров? Думаю, что молодёжь, читающая «Смену» и интересующаяся физкультурой, с большим интересом совершит экскурсию «за кулисы» стадиона, познакомится с подготовкой массовых выступлений советских гимнастов.
Подготовка ставших уже традиционными в нашей стране массовых физкультурных выступлений во многом схожа с подготовкой спектакля или кинокартины. И нам, физкультурникам, нужен сценарий. И для наших выступлений художники работают над костюмами, сочетаниями красок, а композиторы подбирают музыку.
Только к постановке выступления одной нашей сводной гимнастической колонны ВЦСПС привлечён большой и разнообразный Коллектив специалистов. Выполнением эскизов костюмов и макетов оформления номеров занят художник М. Ладур, музыкальную часть взял на себя народный артист СССР лауреат Сталинской премии Ю. Файер. Над общим сценарием и постановкой отдельных спортивных номеров приходится работать мне. Конструктор В. Андриевский конструирует по моим заданиям новые гимнастические приборы для наших выступлений. В этом году В. Андриевскому пришлось разрешить особенно сложную задачу: нужно было установить приборы - брусья, турник, кольца, коня - на мотоциклы, так, чтобы гимнасты могли упражняться на них во время движения.
Большая группа опытных спортсменов занята тренировкой участников выступлений. Для удобства все физкультурники, составляющие нашу колонну, разбиты на отделения, взводы, роты и батальоны. Отделение состоит из десяти человек, его подготовкой руководит гимнаст второго или даже первого разряда. Для тренировки рот и батальонов привлекаются руководители и научные работники кафедр физкультуры высших учебных заведений. Известный тренер Б. Кузнецов готовит гимнастов, которые должны демонстрировать упражнения на приборах, мастер спорта Я. Попов занимается с мотоциклистами, тренер В. Леонов - с акробатами.
Тренировка продолжается обычно два - три месяца. А вся работа - от составления сценария и до генеральной репетиции - длится почти год.
При подготовке выступления гимнастов приходится решать трудные задачи. Одна из них - так называемая «кривая» внимания.
Представьте себе столь знакомый всем московский стадион «Динамо». В знойный июльский день 80 тысяч зрителей сидят на его трибунах. Как сделать, чтобы они с неослабевающим вниманием следили за зрелищем, которое в общей сложности продолжается три - четыре часа?
Для этого постановщики должны строить выступления колонн так, чтобы зрители, сами того не замечая, время от времени получали отдых. Стало быть, головоломные упражнения акробатов нужно чередовать с более спокойными, лирическими вольными движениями; пёстрые краски сменять более мягкими; бравурные марши музыкального сопровождения - вальсами.
Всё это изображается на бумаге в виде «кривой». Её острые, круто идущие вверх вершины означают номера, возбуждающие внимание зрителей, а спады - номера, дающие аудитории отдых.
Как сразу привлечь внимание зрителей? Как заинтересовать их так, чтобы все находящиеся на трибунах, затаив дыхание, ждали: что будет дальше?
Растущее из года в год мастерство советских гимнастов позволяет каждый раз находить всё более увлекательное и эффектное начало. В этом году три тысячи гимнастов нашей колонны вышли на стадион, на ходу воздвигая восемнадцать четырёхэтажных пирамид. В каждой пирамиде сорок физкультурников поднимали вверх девятерых. Эти девять поднимали ещё выше троих, а три - одного гимнаста с флагом. Итого - почти тысяча человек участвовали в трудном, красивом упражнении. А год назад мы смогли построить на ходу всего одну четырёхэтажную пирамиду, в которой участвовало только девяносто пять человек. Так растёт массовое мастерство наших гимнастов!
Это же обстоятельство - рост мастерства - позволяет всё успешнее преодолевать и другую трудность наших выступлений - паузы.
В театре, когда нужно сменить декорации, перейти от одного действия к другому, - закрывается занавес и объявляется антракт. На стадионе в таких случаях наступает досадная пауза.
В прошлом году полторы тысячи спортсменов, закончив вольные движения, должны были уйти. На стадион нужно было вынести сорок различных громоздких приборов для гимнастов. Как же это сделать без досадной, рассеивающей внимание зрителей паузы?
На стадион выехали пятнадцать мотоциклистов и помчались по кругу. На каждом мотоцикле три акробата проделывали головоломные упражнения. Они сразу же привлекли общее внимание, и никто не заметил, как ушли участники вольных движений, как появились на поле гимнастические приборы. Пауза была «прикрыта» динамичным вставным номером - акробатами на мотоциклах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.