Собрание оборачивает головы.
- Врешь! - раздается еще раз и из дальнего угла крупными шагами идет к столу Ровчук. Собрание удивлено. Ровчук никогда и нигде не выступает. Тихо, незаметно копается он у своего станка и больше всего боится шуму и разговоров.
Ровчук подходит к Карпенко плечо к плечу и, забыв, что на него устремлены сотни глаз, будто разговаривая наедине, хватает его за рубаху.
- Врешь, сукин сын! - говорит он совсем тихо. - Мы должны отвечать, мы сами. Я тридцать пять лет работаю под этой крышей, и сейчас только почуял, что я настоящий хозяин всему заводу. Это мой завод, я хочу за него отвечать... Я желаю быть хозяином. А ты... ты отвечать не хочешь, тебе только бы денежки выгнать, не рабочий ты, не хозяин... а шкура.
Обвалом, лавиной рушатся аплодисменты. Ровчук сразу теряет силу и властность и, конфузясь, идет на свое место. А грохот обвалов не смолкает и старые стены цеха трясутся в испуге.
- Где тов. Андреев!
- Вы не видели тов. Субботина?
Басов носится по конторе. Он ищет Андреева. Он хочет увидеть Субботина. Сейчас же, немедленно, сию минуту. Он должен им рассказать. Он теперь твердо знает. Круглые скользкие шары, что уходили из - под рук, теперь крепко зажаты в ладонях.
Он сейчас скажет Андрееву и Субботину:
- Товарищи! Вы жестоко ошиблись, вы неправы. Новая реформа это не отступление, это не конкуренция, это наступление, это новый окоп, взятый с бою.
Он спросит их:
- А знаете ли вы, что сейчас, когда весь цех перешел на хозрасчет, нет ни одного лжеударника, ни одного лентяя? Знаете ли вы, что вот он, Басов, руками, наощупь почувствовал то, что было для него до сегодня лозунгом, которому от верил на слово?
Знаете ли вы, что он, Басов, чувствует себя настоящим хозяином, который отвечает за свое хозяйство? И знаете ли вы, что хозяйство это не только его станок, что станок связан со всем цехом, со всем заводом, со всей страной?
И он, Басов, через станок хозяин всей страны.
Ого! Токарь Ровчук и цифры планового отдела многому научили Басова.
... Андреева и Субботина он застает в бухгалтерии. Он подбегает к ним и, задыхаясь от обуревающих его чувств, выкладывает все, что приготовил.
Когда он кончает и все еще взволнованный тяжело переводит дух, Субботин отворачивается к окну и, сощурившись, барабанит по стеклу тонкими пальцами.
Андреев смотрит несколько секунд на Басова, потом опускает голову и начинает медленно и густо краснеть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.