Более 100 лет назад, в январе 1847 года, вышел в свет первый номер журнала «Современник» под редакцией Некрасова и Панаева. При деятельном участии Белинского, а позже под руководством Чернышевского и Добролюбова «Современник» превратился в трибуну передовой русской мысли. История этого журнала - славная летопись литературной и общественной жизни России середины прошлого века.
Этот журнал был создан Александром Сергеевичем Пушкиным. После смерти поэта он перешёл к профессору Плетнёву и в течение 9 лет влачил жалкое существование. Страницы «Современника», как и большинства журналов того времени, наводнялись лёгким, развлекательным чтивом. Царская цензура безоговорочно одобряла глупые водевили, ходульные драмы из жизни древней Греции или Рима, - словом, всё то, что не касалось жестокой русской действительности того времени. Критики из дворянского лагеря не признавали произведений, в которых правдиво говорилось о жизни простого народа, всячески поощряли печатание бесконечных «светских» романов, пустых и бессодержательных статеек.
С переходом в руки Некрасова, Панаева и Белинского «Современник» повёл ожесточённую борьбу с дворянской «светской» литературой. Особенно резко выступал на страницах журнала Виссарион Григорьевич Белинский.
Появление «Современника» вызвало враждебные отклики всей реакционной печати, однако число подписчиков журнала стало быстро увеличиваться. «Современник» отвечал запросам передового русского общества, и в этом были его сила и историческая ценность. Журнал сделался проводником новой, демократической литературы. Начиная с первого номера на его страницах печатались рассказы Тургенева, составившие книгу «Записок охотника». «Современник» печатал «Обыкновенную историю» Гончарова, «Кто виноват» и «Сороку - воровку» Герцена - произведения, в которых отразились передовые мысли и настроения эпохи. Острую социальную направленность придавали журналу стихотворения Некрасова и публицистические статьи Белинского. Знаменитое письмо Белинского к Гоголю, которое Владимир Ильич Ленин называл «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати», было негласной программой «Современника».
Смерть Белинского была тяжёлой утратой для «Современника». Белинский был одним из первых в России, кто воспринял и проповедовал идеи социализма. «Весть о февральской революции (1848 года во Франции) ещё застала его в живых, - писал Герцен. - Он умер, принимая зарево её за занимающееся утро...»
Но утро социализма наступило в России ещё не скоро. Царь учинил жестокую расправу над петрашевцами. По словам Авдотьи Яковлевны Панаевой, смерть избавила Белинского «от больших неприятностей». «Только по удостоверению его доктора,. что дни больного сочтены, Белинского оставили в покое. Носились слухи, что ему грозила высылка из Петербурга и запрещение писать. Не было ли это для него равносильно смерти?»
Для «Современника» настало трудное время. Откликаться на революционные события во Франции царское правительство строжайше запретило. По делу о «Записках охотника» Тургенева было учреждено специальное следствие. Всякий намёк в печати на бесправное положение народа влёк за собой штрафы и угрозы закрытия журнала.
Издатели «Современника» Панаев и Некрасов были вынуждены прибегнуть к хитрой уловке. В годы цензурного террора внимание читателей «Современника» стал привлекать «Отдел мод». Здесь можно было найти «Опыт великосветского романа в двух частях» - «Глава первая, из которой благосклонный читатель и благосклонная читательница усмотрят модные дамские и мужские вечерние туалеты»... «Глава вторая, из которой можно в особенности видеть новейшие причёски, самые модные прелести» и так далее в том же роде. Роман печатался в восьми номерах журнала и под видом рассказа о новейших модах едко высмеивал великосветские романы, наводнявшие литературу с благословения правительства, то есть выполнял серьёзное и нужное дело.
«Современник» уделял большое внимание народному просвещению, знакомил читателей с научными открытиями. В отделе «Смесь» можно было прочитать статью петербургского профессора - астронома Савина «Опыт общепонятного исторического рассказа о том, как открыта новая планета Нептун», здесь же печатались «Замечания об Якутской области», «Рассказ о кочеванье по тундрам самоедским» и много других статей, знакомивших читателя с необъятными просторами родной страны.
В середине пятидесятых годов Россия понесла поражение в Крымской войне. Главнокомандующий русской армией князь Горчаков в беседе с Александром II сказал:
«Хорошо, что мы заключили мир, - дальше воевать мы были не в силах. Мир даёт нам возможность заняться внутренними делами, и этим должно воспользоваться. Первое дело - нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол».
Царь был согласен с мнением князя. Он обратился к московским дворянским депутатам со словами:
«Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу... Прошу вас, господа, обдумать, как бы привести всё это в исполнение. Передайте мои слова дворянам для соображения».
Так началась официальная подготовка пресловутого «освобождения», которое, по словам Ленина, было «бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними».
В целях пропаганды новой реформы правительство предоставило журналам некоторые свободы. К подзаголовку «Современника» - «Журнал литературный» - прибавились слова: «и политический».
Каково же было негодование царских блюстителей закона, когда вместо прославления реформы 19 февраля «Современник» выступил с порицанием и разоблачением её!
Член Главного цензурного управления Берте написал о журнале зловещую докладную записку:
«В 1860 году было обращено внимание Главного управления цензуры на вредное направление некоторых статей журнала «Современник», старавшихся создать новые основы для законодательства, философского мышления, социальной и семейной жизни, положения женщины и так далее. Тот же дух порицания, часто в виде насмешки над государственными, сословными и церковными отношениями, замечается в февральской книжке «Современника» за 1861 год».
Это донесение царского чиновника служит прекрасной оценкой деятельности журнала. Тесное сотрудничество Некрасова, Чернышевского и Добролюбова подняло «Современник» на большую идейную высоту.
После смерти Белинского Николай Алексеевич Некрасов неутомимо трудился над усовершенствованием журнала. В Некрасове огромный талант поэта сочетался с блестящими способностями организатора. Он старался привлекать к работе в журнале лучшие литературные силы. Весною 1856 года Некрасов подписал «обязательное соглашение» с четырьмя крупнейшими русскими писателями. По этому соглашению, Тургенев, Толстой, Островский и Григорович обязались печатать свои произведения в «Современнике». Тогда же Некрасов привлёк в редакцию Николая Гавриловича Чернышевского. Великий русский мыслитель. революционный демократ Чернышевский возродил в журнале традиции Белинского. В «Современнике» появились его «Очерки гоголевского периода» и целый ряд других критических и философских статей, вошедших в золотой фонд русской литературы. Чернышевский скоро сделался душой редакции журнала.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
VII том сочинений И. В. Сталина о комсомоле и молодежи