На маленьком двухэтажном домике доска: «Здесь жил с 1926 по 1930 год поэт Владимир Маяковский». В этом доме теперь помещается библиотека - музей Маяковского. В библиотеке около 20 тысяч томов (будет 40 тысяч) главным образом художественной литературы. Особенно полно представлена русская поэзия XX века. Каждый вечер в читальном зале собираются студенты, литературные работники.
На втором этаже научно - библиографический отдел: консультация по всем вопросам творчества и библиографии Маяковского. Здесь же квартира, в которой жил Владимир Владимирович.
Перед тем как приступить к осмотру квартиры, экскурсанты слушают небольшую лекцию о жизненном и творческом путях Маяковского. В альбоме его фотографии, фото отдельных изданий, газет, документов, связанных с революционной деятельностью Маяковского, рисунки поэта, кинокадры из фильмов, в которых он снимался, и т. д. На стене большая карта, на которой кружками отмечены пункты, где бывал Владимир Владимирович. Девять раз был он заграницей, 56 точек отмечено по Советскому Союзу, во многих городах он бывал неоднократно. «Я земной шар чуть не весь обошел, и жизнь хороша и жить хорошо. А в нашей буче - боевой и кипучей - и того лучше».
«Слушай новое» - гласит заглавие одной из афиш о вечере Маяковского. Со стен домов задолго до выступления разговаривает Владимир Владимирович со СВОИМИ будущими слушателями. Тезисы: «Слово читаемое и слышимое», «Альбом тети, или площадь Революции» и т. д. В выступлениях Маяковского раскрывается сущность новаторства поэта, стремившегося к созданию разговорно-интонационного стиха, к тому, чтобы стих служил не для камерного, альбомного потребления, а звучал и выражал интересы тех, кто делает революцию, кто укрепляет ее завоевания.
Испанская окопная газета 1937 года. На первой полосе стихи Маяковского «Ода революции», его портрет. Маяковский и после смерти продолжает бороться с врагами. «Рабочего громады класса враг, он враг и мой, отъявленный и давний...»
В квартире поэта поражает его скромность. Маяковский не окружал себя вещами. У него вообще не было ничего, кроме орудий производства художника и писателя: туши, красок, кистей, вечной ручки. Чемоданы, дорожная подушка для поездок - вот и все «особенные» вещи Маяковского. Стопка газет 1930 года да телефон могут многое рассказать о том, как работал замечательнейший поэт, человек больших государственных мыслей.
Только одна фотография висит над столом Владимира Владимировича - портрет Ильича, произносящего речь уходящим на польский фронт. С этим портретом в 1927 году разговаривал Маяковский. Так и называется это стихотворение «Разговор с товарищем Лениным», в нем говорится о борьбе с врагами народа.
В маленький музей за Таганской площадью, в переулок Маяковского (бывший Гендриков), приходят комсомольцы, студенты, ученые, педагоги. Посетили музей и участники боев с японцами в районе озера Хасан. Свое горячее красноармейское спасибо оставили они Маяковскому. Выступая после экскурсии по музею, летчик Кукин сказал: «В будущих боях одной винтовки мало, надо, чтобы за ней было искусство, чтобы оно помогало бить врага так, как это делал всю свою жизнь своим творчеством Маяковский».
В музее, по постановлению Совнаркома СССР, собирается литературный архив, ведется работа по созданию первой подлинно научной биографии лучшего, талантливейшего поэта нашей эпохи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.