Звуковое кино у нас в Советском союзе покамест «предмет роскоши». Через несколько лет звуковое кино проникнет в самые глухие закоулки страны и станет могущественным оружием культурного под'ема масс. Комсомол должен овладеть звуковым кино и поставить его на службу культурной революции. В помещаемом ниже очерке оператор Борис Цейтлин, снимавший одну из первых советских звуковых фильм «Энтузиазм», рассказывает о своей работе над этой фильмом, касаясь попутно и истории изобретения звукового кино.
Попытки заставить кинокартину зазвучать предпринимались давно. И, помню, в детстве, в одном из варшавских кино, глядя на приключенческую картину, я слышал треск автомобиля, шум воды, выстрелы. Воспроизведение этих несложных звуков получалось довольно удачно.
Если происхождение движущейся фотографии было для меня явлением непостижимым, то источник звука я открыл довольно скоро. Я имел счастье втереться в доверие «главного механика», попал к нему за экран и увидел все то, что оживляло картину звуком.
Делалось это весьма просто. Выстрел изображался колотушкой, вода - щеткой по наждачной бумаге и т. д.
Это было лет двадцать тому назад. Но в 1930 году в Донбассе, где мы снимали первую в СССР подлинно звуковую фильму, наша группа видела афиши, извещающие о показе «настоящей» звуковой фильмы «Каталка Полтавка»...
На этой «технике» кино не остановилось.
Уже много лет назад немцы показывали фильмы в сопровождении звука, записанного на граммофонной пластинке. Картина демонстрировалась обычным путем, а граммофон устанавливался за экраном. По сигналу пускался в ход проекционный аппарат и одновременно с ним граммофон.
Потом на помощь пришло электричество, получилась возможность звук с граммофонной пластинки усиливать и передавать из проекционной будки по проводам на репродукторы. Граммофонный диск увеличили размером, устроили автоматическое переключение с одного диска на другой.
Поворотом в области звукового кино явилось изобретение, давшее возможность записывать звук прямо на кинопленку.
Реализовать изобретение взялись американцы. На опыты были брошены огромные деньги, массы специалистов - и кино зазвучало, заговорило.
В Советском союзе оказалось два изобретателя звукового кино. Профессор Шорин и инженер Тагер почти одновременно производили в своих лабораториях исследования и почти одновременно продемонстрировали перед нашей общественностью свои открытия. До сих пор существуют различные мнения относительно качества записи звуков по системе Шорина или Тагера, но на нашем производстве все же на сегодняшний день укрепилось изобретение проф. Шорина. Именно аппаратами его системы располагают в настоящее время наши звуковые фабрики (кроме фабрики «Межрабпом-фильм»).
Первый изготовленный Шориным аппарат был устроен так, что снимать на нем можно было только в том помещении, где установлен аппарат, а первые съемки на нем производились через дырку, проделанную в стенке. За стенкой усаживался оркестр или актер и его снимали через отверстие в стенке.
Именно таким путем были сняты те звуковые короткометражные фильмы, которые демонстрировались в экспериментальном кино-театре в Ленинграде.
На этом же аппарате снимал свою Фильму («Пятилетка»), вернее - снимал только звук, режиссер Роом.
В начале 1930 года руководитель группы киноков тов. Дзига Вертов приступил к звукосъемкам картины «Энтузиазм». К началу работ группы Вертова была уже возможность снимать не через стенку, а в непосредственной близости от снимаемого предмета, но выходить с аппаратом за пределы помещения, в котором был установлен звукозаписывающий аппарат, все еще нельзя было.
Это, разумеется, мешало работе группы, тем более, что группа Вертова не снимает актеров и не снимает декораций.
Группа должна была пойти на опыты. По нашему настоянию кабель, который связывал немой аппарат со звукозаписывающим; был удлинен до 100 метров и аппарат был вынесен за пределы помещения, был вынесен на улицу.
В марте 1930 года состоялись впервые в истории нашего союза синхронные съемки (синхронная съемка - это такая съемка, когда звук снимается одновременно с немым изображением).
Результаты получились поразительные. Мнение, что снимать на улице невозможно., было опровергнуто и разбито.
В апреле мы снимали уже документальные звуки в церкви (вошедшие в картину) и сдвинули с мертвой точки вопрос о звуковом передвижном аппарате, с которым предполагалось выехать в Донбасс для документальной звукосъемки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.