В романе Ев. Соболевского «Нас пятеро», выходящем в издательстве «Молодая Гвардия», описывается жизнь ленинградской рабочей молодежи в период между VI» и IX съездами комсомола. Отрывок «Затейники» относится к тому времени, когда ленинградская организация комсомола впервые объявила общегородской культпоход молодежи. После проведения культпохода работа с затейниками не прекратилась. Из затейников стали создаваться затейнические бригады, а систематически проводившиеся смотры затейникам явились могучим стимулом к развитию в Ленинграде самодеятельного искусства, которое в настоящее время на ряду с Трамом играет огромную роль в культурной жизни ленинградской молодежи.
Темными и долгими вечерами они слонялись по тихим уличками Нарвской заставы, лущили семечки пели песий, собирались стайками у заводской ограды, занимались самокритикой, всегда наполненной жестокой, но дружеской издевкой. Их была целая группа. И почти все они имели какую-либо веселую специальность: одни играли на гитарах, другие на балалайках, третьи умели искусно подражать пению петухов, которых слышали в детстве, или свисту паровозов, доставивших их в Питер.
Когда раздался клич о затейниках, все они были смущены. Положение их на заводе, надо сказать прямо, было положением людей, к которым особого уважения не чувствовали. Их считали филонами, пижонами, фертиками, одним словом всем, чем угодно, но только не полезными людьми.
Они были завсегдатаями вечеринок, при чем никогда не разбирались, на какие вечеринки их приглашали. Тут были и пьяные, и полупьяные и просто веселые вечеринки.
Не спорим, вечеринки тоже бывают разные, но те вечеринки, которые проходили с участием этой веселой группы, почти всегда сопровождались выпивкой, танцами, скандалами, и редкий из участников вечеринок на другой день являлся на завод.
Этой Группе было все равно, где и почему играть. Ей хотелось только одного: проявить себя, показать во всю ширь, во весь размах.
Случалось, они забирались в клуб, собирали вокруг себя кучу ребят и начинали «проявляться» - играть, рассказывать смешные истории, подражать пению птиц... Заведующий клубом, - и это случалось с ним нередко, - просил их уйти из клуба, он говорил, что они своей игрой пользы не приносят, а только мешают, и куча ребят вместе с этой группой уходила или во двор, или к какому-либо товарищу, у которого была комната посвободней. Начиналась... вечеринка и все, с ней связанное.
Неудивительно, что когда сам отсекр комсомольского коллектива прошелся по всем мастерским завода и объявил каждому из этих парней, что сегодня, мол, назначено их собрание, все в первое время смутились до крайности. Это было так неожиданно, так внезапно. Их - на собрание. Что же с ними хотят делать? Выговор, исключение из комсомола?
- На какой предмет? - решительно спросил Петька Ульрих (португальская мандолина).
- А вот из вас мы затейников будем делать.
- Затейников?
Что за странное слово!
А из них действительно начали делаю затейников. Делали это быстро и решительно. Прежде всего сделали в клубе специальный вечер - смотр затейников. На этом вечере, насколько нам помнится, присутствовало одиннадцать человек:
1. Иван Носов - гитара гавайская,
2. Никифор Носов - гитара русская,
3. Александр Первов - балалайка шестиструнная, хорошей работы, с перламутровой отделкой.
4. Таня Стрелочка - баян,
5. Петька Ульрих - мандолина португальская,
6. Митька Пронин - мандолина итальянская,
7. Н. Ветров - джаз-банд (деревянные ложки, сковородки, бубны, тарелки, гребенки, глазированная бумага и т. д.),
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.