У закоченевшей реки протянулся дощатый забор. Он отгородил обширную разглаженную площадь от канав, ухабов, буераков. С двух сторон площади подняли свои перекладины футбольные ворота.
Давно не взлетал уже футбольный мяч над этим тихим полем. Ветер и стужа прогнали физкультурников по домам. Молодежь ставит на распорки и смазывает лыжи, точит коньки. В ясные и морозные дни плавно скользят на лыжах физкультурники; рывками передвигаются они на коньках по обледеневшим рекам и каткам. В свободные часы после занятий и работы, в выходные дни развертывает свои крылья пролетарский спорт. Но ведь лыжи и коньки зимой - это только часть советской физкультуры. Утренняя зарядка на свежем воздухе, проветренное помещение для работы, развернутые плечи во время занятий, ровное глубокое дыхание, восьмичасовой сон на чистой постели, тщательное умывание и чистка зубов, упругая боевая походка - все это элементы советской физкультуры, оздоровляющей молодежь.
Особенное значение имеет зарядовая гимнастика под открытым небом. Она проветривает легкие физкультурника, и под ее влиянием кровь быстрей течет в его, жилах. Она укрепляет нервную систему и закаляет организм. Она заряжает бодростью и помогает усиленно работать без ущерба для организма...
Дребезжит звонок в Юхновской школе колхозной молодежи Западной области. Гомон и смех слышатся в комнатах школьного общежития. Один за другим выбегают ребята на воздух. Еще две минуты - и покинутое футболистами поле оживает. Развернутый строй учеников заполняет расстояние между воротами. Медленно поднимаются руки ребят по команде инструктора, и чистый воздух вливается в легкие, утомленные сном. Ребята приседают, поворачиваются в разные стороны, бегут на носках, мерно размахивая СОГНУТЫМИ в локтях руками, затем успокаивают дыхание, сменяя бег на шаг.
Весь Советский союз слышал рапорт треугольника Днепростроя «Днепрогэс пущен!
Гениальный ленинский план электрификации получил конкретное воплощение в гигантских сооружениях на Днепре».
Зажигаются мощные огни новых электростанций. Рычит вода, сжатая тисками гигантских шлюзов. Растет стройка индустриальных комбинатов у высоковольтных электрических магистралей.
Но лампочка Ильича загорается не только от мощных установок. В далеких местах Советского союза ведут кропотливую работу энтузиасты электрификации у небольших ручьев, у мельничных колес, у тракторных моторов. Там, где были копоть и желтая полутьма, поднимаются теперь белые колонны электрического света. Большевики умеют сочетать огромные масштабы работ с использованием самых мелких ресурсов.
Колхоз «По стопам Ильича» в селе Верхне - Погромное, Дубовского района Н. Волги, электрифицировал правление колхоза, пионерский клуб, нардом, две школы, сельсовет, амбулаторию, сельпо, столовую.
В 1933 г. электросетью будут охвачены квартиры колхозников.
К аккуратно выбеленному низкорослому дому подъезжает легкая тележка. Худощавый парень в кепке и в косоворотке сидит в тележке. Он еле виден из - под огромного количества книжных связок, свертков, кусков картона, плакатов, стянутых в тугие трубки.
Слух о приезде представителя шефов бежит быстрей мохнатой лошади, везущей человека, с литературой. Последние связки и кипы выгружаются из тележки, а уже десятки людей в халатах и в восточных шапках стоят в комнате вокруг шефа. Косо прорезанные глаза улыбаются у антирелигиозного плаката. Старый узбек, отчужденно стоявший в стороне от приехавшего российского парня, внезапно также подходит к группе людей. Он замечает узбекские надписи на плакатах и книгах.
«Русский привозит узбекские плакаты и книги» - думает старик. Он слабо разбирается в лозунгах. Культуру, национальную по форме, социалистическую по содержанию, он может увидеть только в конкретных будничных делах. И он видит эту культуру в узбекских плакатах, привезенных молодым русским.
В гигантской проблеме стирания грани между городом и деревней шефство является вопросом большого политического значения. Городской опыт, городская культура идут в деревню через шефов, умеющих работать. Бригады крепких мастеров выезжают в колхозы готовить инвентарь к севу. Отпускники проводят в подшефных селах свободные недели, отдавая деревне все ценное, что дали им социалистические предприятия. Секретарь парткома, крупного завода переписывается с руководителем коммунистов крошечной сельской ячейки, передавая ему методы большевистской борьбы. Лучшие ударники едут в село бороться за выполнение хозяйственно - политических кампаний. Они бьются за план вместе с колхозниками, беднотой и трудовым крестьянством, они помогают выкорчевывать остатки капитализма из сознания людей.
Десятилетний юбилей шефства города на деревней должен стать боевым смотром шефской работы.
Поменьше парадных слов, побольше заботы о подшефниках.
Стихают грохот и гул. Сотни людей поворачивают головы к освещенному куску материи. Еще несколько мгновений, и занавес со скрипом отбегает в сторону.
На деревенскую сцену выходят люди. Вот один из них сказал несколько слов другому, и чуют зрители, что далекого от них человека изображает актер со щетинистой бородкой. Это кулак. Но почему нет брюха у этого кулака? Отчего не рычит он зверски и не вытаскивает обреза из - под полы? Ведь он наедине с комсомольцем - селькором.
Нет, он говорит мягким голосом и смотрит добрыми глазами. Он вытаскивает квитанции по самообложению и поручительство каких - то «партейных граждан».
Смотрит деревенская молодежь на игру актеров, удивляется немного необычному типу кулака, но постепенно начинает ощущать жизненную правду образа.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Каковы итоги пятилетки в четыре гола области промышленности?