Капуста растет,
И заводы тоже растут...
Вот это жизнь,
Вот это да,
Вот это я понимаю!» -
но у этих поэтов имеются серьезные попытки показа сложных противоречий нашей эпохи («Гений» Гусева, «Страх» и другие стихотворения Смелякова}. У Долматовского ребячий оптимизм выражен в еще более сильной степени, чем у его старших товарищей. Это объясняется тем, что, живя «в огромном мире», он живет одновременно «в одной квартире», что из окон этой квартиры, заселенной такими же восторженными юношами, как и он, наша действительность видима в розовой дымке, скрывающей еще не взятые крепости, неубранные кучи мусора, неосушенные болотные трясины. Чтобы сохранить за собой звание комсомольского поэта, Долматовский должен пробиться на основную тематическую магистраль советской литературы и превратить свой ребячий оптимизм в мужественный оптимизм классового бойца.
Итак, содержание поэтической «пропаганды» Долматовского пока еще неглубоко, но стихи его отличаются большой искренностью, задушевностью и юношеской свежестью. Мы не найдем у него ни необычайных размеров, ни запоминающихся новизной и неожиданностью рифм, ни богатств аллитераций. Достоинство его стихов - в напевности ритма, в подборе скупых и точных эпитетов, создающих простые, эмоционально окрашенные образы:
«Спокойный начальник тревожного штаба
Едет на «Форде» домой»
(«Детство»)
Одним простым сопоставлением создается образ твердого, хладнокровного, уверенного в себе начальника политотдела.
«И слышно -
В вечернем проветренном мире
Зовет пионеров труба»
(«Детство»)
Сочетания двух удачно подобранных слов оказывается достаточно, чтобы передать прозрачное спокойствие вечера, насыщенного свежестью и бодростью.
В этой простоте и эмоциональной насыщенности своеобразие стихов Долматовского. Конечно, в них еще много ученического, много небрежности и неумелости. Долматовский не всегда соблюдает чувство меры и часто разжижает свои стихи водянистыми строками.
Долматовский - интересный комсомольский поэт, еще болеющий болезнями творческого роста, поэт, от которого мы вправе ожидать и требовать многого.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.