Если бы майор Винкфильд встал из гроба и попал на какой - нибудь международный теннисный турнир, то он ни в коем случае не узнал бы изобретенной им игры, хотя правила ее почти не претерпели изменений до сего времени. Прежний «вежливый» высокий мяч, идущий прямо на игрока, отошел в область предания, уступив место сильному, жесткому удару, направленному туда, где нет противника.
Мировые игроки последних десятилетий не раз «открывали Америку» в технике и тактике игры в теннис.
Одно время «модой» было играть только с задней лини», и мяч плавно летал вдоль всей площадки. Затем идеалом стала игра у сетки, и тогда полет мяча соперничал в быстроте с пулей. Чемпионы последних лет стали применять оба стиля игры и довели разнообразие ударов до предельного мастерства.
Разносторонняя игра является высшим достижением «сверхчемпионов» тенниса.
Она состоит из всех стандартных ударов, доведенных до совершенства: подачи как плоской, так и крученой, драйва и срезки как справа, так и слева, полного комплекса ударов «с воздуха» и смэшей с двух сторон.
Она заключается в быстрой смене комбинаций всех этих ударов, так как постоянная игра, например только длинными драйвами, уже не может считаться удовлетворительной. Игрок должен уметь варьировать направление и дальность полета мяча. Короткие удары в разносторонней игре имеют те же права гражданства, что и длинные. Разносторонняя игра требует овладения искусством давать мячу различное вращение для изменения быстроты его полета, так ка| постоянной скорости тоже уже недостаточно: необходимо изменять ее в зависимости от действий противника. Искусство игрока немыслимо без уменья подрезать мячи с земли так же хорошо снизу как и сверху. Культура игры зиждется также на тонкости и точности силы удара, дающего отскок мяча от земли.
И все - таки несмотря на предельное совершенство разносторонней игры некоторые мировые игроки в своем непрестанном соперничестве между собой продолжают искание новых путей «сверхтехники», ошеломляющей противника.
Американцы Тильден, Вайс, Ричарде, французы Коше, Боротра, Лякост, англичанин Перри, австралиец Кроуфорд и другие игроки мирового класса владеют в совершенстве этой разносторонней «игрой».
Советские теннисисты, стоящие перед задачей - догнать буржуазных чемпионов, пока что значительно уступают им в технике и стиле игры. Для совершенствования наших мастеров сейчас на повестке стоит вопрос о приглашении в СССР мировых чемпионов в качестве тренеров и участников показательных соревнований.
Чему должны учиться наши игроки у сверхмастеров теннисной игры?
Чемпион Москвы Борис Новиков говорит, что игра нашего мастера с игроком международного класса была похожа на игру «об стенку»: любой мяч возвращался назад, словно на той стороне был не игрок, а глухая стена, от которой отскакивал любой мяч.
Совершенство владения ракеткой приводило к тому, что противник гонял по углам нашего первоклассного игрока как новичка.
Точный, в большинстве планированный, средней силы удар, одинаковое мастерство удара справа и слева, раскладка мяча по углам, ровный темп от начала до конца матча - вот качества международного игрока, которых не хватает у наших мастеров.
Другой чемпион Москвы, Николай Иванов, заявляет, что мы знаем о том. что все игроки мирового класса имеют разностороннюю игру, в совершенства владеют ракеткой, прекрасно владеют тактикой, но, чтобы увидеть и разучить их блистательный стиль игры, нам нужно пригласить не менее 5 игроков: 4 мужчин и 1 женщину. Только такой состав обеспечит нам поучительные по мастерству игры: одиночные, парные и смешанные.
Третий московский мастер, Петр Чисток, считает, что у иностранцев мы должны научиться держаться на площадке, обеспечивая следующий мяч, подготовляя позицию для удара, подчиняя себе противника.
По его словам, иностранцы, наблюдавшие игру наших мастеров, удивлялись нашей подаче, до того последняя была плоха и однообразна. Нужно разнообразить подачу, чтобы изменять способ введения мяча в игру в тот момент, когда игрок - противник начинает привыкать к определенной подаче. Игрок с разнообразной подачей уже одним разнообразием своих ударов заставляет нервничать противника.
Мы должны привить нашим теннисистам технику «разносторонней игры». заставить их тренироваться за 1 - 2 месяца до сезона, бегать кроссы, заниматься прыжками, гимнастикой, пользоваться некоторыми элементами боксерской тренировки (бой с тенью и другие упражнения), владеть ракеткой, изучать удары, усваивать тактику, разнообразить методы нападения и защиты, разумно подготовлять себя к соревнованиям, внести плановость в тренировку, строго соблюдать режим и контролировать себя.
Наше отставание в искусстве теннисной игры частично связано с недостаточным руководством. Мастера не совершенствовали свои разученные удары и не усваивали новых. Не было плановой тренировки, школ, руководства специалиста - тренера.
Наши лучшие мастера имеют крупнейшие дефекты (один не владеет ударом слева, второй плох на подаче, третий скоро устает).
Даже в серьезнейших матчах ослаблен темп, и игра превращается в трусливое перекидывание мяча через сетку. У зарубежных мастеров мяч, как правило, «убивается» на 3 - м - 4 - м ударе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.