Над льдами Карского моря

Л Петров| опубликовано в номере №190, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уже несколько лет подряд над полярным, забитым обычно льдами Карским морем реют советские самолеты, зорко следя за движением льда. Летчики по радио сообщают капитанам ледоколов о наиболее свободных ото льдов маршрутах, по которым и проходят «иностранцы» - суда. Эти суда везут машины для Сибири, Урала и Казахстана из заграничных портов в новые советские полярные порты, что выросли на берегах рек Енисея и Оби, около полуострова Ямала.

Сотни тысяч тонн консервов, кожсырья, жмыхов, льна, пушнины и леса увозят в своих трюмах иностранные пароходы, отправляясь в обратный путь.

Эти ежегодные карские экспедиции «Комсеверпути» уже буквально немыслимы без участия самолетов. Последние оказали неизмеримую услугу в расширении наших торговых операций. «Комсеверпутъ» и в дальнейшем будет широко пользоваться самолетами не только для разведок льдов, но и для организации экспорта пушнины воздушным путем.

План работы 1930 года требовал переброски на Карское море трех самолетов. К весне этого года на побережьях Карского моря вырос целый ряд предприятий «Комсеверпути». Был построен первый лесопильный завод, и близилось окончание постройки двух более крупных. В районе реки Курейки была значительно расширена выработка графита, закончен и пущен в ход консервный завод с ежегодной производительностью до двух с половиной миллионов банок консервов ценных рыбных пород. На местах, где раньше были два-три жалких домика, выросли целые поселки с электростанциями, рациями, органами самоуправления.

Наши экспортно-импортные операции настолько тогда возросли, что от далеких берегов Европы сюда направилась целая флотилия в 50 морских судов.

К 12 июня команда самолета тов. Чухновского прибыла в Иркутск, где в это время находился самолет «Дорнье-Валь», совершивший зимой перелет из Красноярска в Иркутск. Как известно, этому самолету типа летающей лодки приходилось взлетать в Красноярске с мерзлой почвы. Поэтому, прежде всего, пришлось приняться за срочный ремонт, с тем, чтобы своевременно доставить его в Карское море.

По плану было намечено организовать две летные группы - восточную и западную - для обслуживания соответствующих районов Карского моря, имея базами: первой - остров Диксон, и второй - бухту Варнека на острове Вайгач.

За 25 дней ударной работы командой Чухновского ремонт был закончен.

В это время караван иностранных судов уже миновал норвежский порт Харштадт и приблизился к советским водам, а ледоколы «Малыгин» и «Ленин» уже вступили в Карское море.

Первого июля, следуя капризным извивам живописной долины Ангары, самолет «Комсеверпуть 1» вылетел на север.

Экипаж самолета состоял из командира Чухновского, второго пилота Доронина, радиста Тюнина, механика Квяиковского и трех пассажиров.

Через 21 день самолет «Комсеверпуть 1» после ряда посадок пересек Полярный круг и прибыл в Игарку - будущий порт мирового значения. Еще год назад на этом месте был только маленький поселок в 8-10 домиков. Сейчас здесь кипит жизнь. Выстроен ряд заводов, рация, лесопилка и целый городок на 2 000 зимовщиков.

После Игарки самолет прибыл в Усть-порт, селение с радиостанцией, расположенное неподалеку от Енисейского залива Карского моря. Здесь, в 800 км. к северу от Полярного круга, увидели красные летчики Усть-Енисейский порт, выросший среди болот и тундр.

Отсюда предстояло совершить первый разведывательный полет, чтобы известить о состоянии южного участка Карского моря капитанов подходивших сюда ледоколов.

Взяв курс на Гольчиху, самолет пересек Енисейский залив, направляясь к острову Белому, обследовал Обскую губу и пошел на северо-восток, на базу - остров Диксон.

Перелет был блестяще выполнен. Летчики сообщили, что оба залива и устья рек Енисея и Оби чисты ото льдов.

Немедленно по прибытии на остров Диксон команда самолета, устроившись в жилищах и завязав связь с заведующим местной рации, начала готовиться к более дальним полетам над Карским морем, чтобы до появления «иностранцев» дать полную картину Карского моря.

В скором времени был совершен первый глубокий рейд на север Карского моря, приблизительно до 77° сев. широты, во время которого выяснили, что ледовые условия 1930 года необычайно благоприятны для проведения карской экспедиции.

Все дальнейшие разведки совершались при скверной погоде. Лишь изредка было видно солнце. Погода без тумана, а лишь с дождем и снегом, - идеальная погода для здешних мест. Чаще же всего морская поверхность была покрыта туманами, а вверху свирепствовала снежная буря, и одновременно лились потоки холодной воды.

Для того, чтобы «перелезть» эту приятную смесь, необходимо набирать большие высоты, - обычно приходится «ползать» на высоте 5 - 10 м. от воды, - а это отражается на результатах разведки. Представьте при этом риск столкновения с водной поверхностью и все могущие произойти от этого последствия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены