У заводских ворот, опершись на выступ стены, стоит молодой рабочий. Глаза его безразлично скользят по веселой, хохочущей группе ребят, что-то горячо обсуждающей. Видно, что он о чем-то напряженно думает.
- Сережка!
- Ну, что тебе?
- Ты о чем задумался?
- Ну, ясно: выдумываю идею...
В заводском цеху у станка стоит здоровый, коренастый рабочий. К нему подходит некто и нарочито небрежно и как будто вскользь заговаривает о том, о сем - о производстве, о станке, о производительности, и, кстати - «нельзя ли как-нибудь, что-нибудь сделать так, чтобы...»
- А что это вас, собственно, так интересует?
- Да вот, идейку какую дали бы...
Что это случилось с людьми на московском заводе «Электропровод»? Какой идеей одержимы они, что только и занимаются выдумыванием... идей? Это дало право заводским острякам перефразировать на свой лад пословицу: «идея на идее сидит и идеей погоняет».
Объясняется это очень просто. На стене висит короткий, не допускающий никаких возражений плакат:
Какой же ты ударник, если не состоишь держателем займа идей?
На «Электропроводе» занялись вопросом о том, как повысить роль рабочей инициативы в борьбе за лозунг «догнать и перегнать», как привлечь наибольшее количество электропроводцев к производственным совещаниям, как лучше и больше сэкономить денег для пятилетки.
Так родилась мысль:
«Надо организовать массовый, приток производственных предложений, при чем рабочий должен быть помимо всего прочего и материально заинтересован в продвижении своего изобретения».
Мысль оформилась так:
«Заем идей имени третьего, решающего года пятилетки».
Пробираясь ощупью вперед, электропроводцы мысль свою не только оформили, но и наполнили ее живым полнокровным содержанием.
Для того, чтобы получить облигацию займа «Пятилетка» в четыре года», надо подписаться на определенную сумму и аккуратно вносить взносы.
Здесь получается несколько наоборот: вы вносите только какую-нибудь производственную идею, а деньги платите не вы, а платят вам. Но облигация имеет вид вполне солидный и заслуживающий полного доверия.
Этот документ содержит в себе: имя автора предложения, вкратце изложенная сущность предложения, размер полагающейся премии и срок проведения идеи в жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.