В жизни каждого человека бывает день, с которым связываются все самые лучшие воспоминания. И кажется, всем можно поступиться, только не этим днём.
Таким днём для Анны Кузнецовой стал один из дней ноября 1946 года.
- Пойдёшь делать автомобили? - спросили её в Молотовском райкоме комсомола.
- Я сразу согласилась, - вспоминает Кузнецова, - и не пожалела, - добавляет она, улыбаясь.
Так в этот памятный для неё день комсомолка Анна Кузнецова сделалась работницей Московского завода малолитражных автомобилей.
Каждое утро приходила она в цех, заставленный станками. Они располагались в строгом порядке. И если выходил из строя хотя бы один, сразу же нарушался ритм работы остальных. Стоять у станка - не значило ли это отвечать за весь завод?!
С первых шагов труд для Анны Кузнецовой стал не только физическим действием, но и мыслью. Эта мысль не была предоставлена самой себе, всё время её вдумчиво направляли.
Чем яснее представляла себе Кузнецова, сколько навыков, сообразительности требует избранное ею шлифовальное дело, тем отчётливее проступало в её душе чувство ответственности. Ей хотелось вложить в труд всю волю, всю горячность сердца, работать так, чтобы никто не мог сказать: «Работай лучше».
* * *
У заводов, как и у людей, бывает юность. На языке техники она называется периодом освоения проектной мощности. Только вслед за ним для предприятия приходит час полной зрелости. И когда он наступит для завода малолитражных машин, тогда понадобится всего 130 часов труда вместо нынешних 600, чтобы с конвейера сошёл готовый автомобиль. Так будет через три года. С этим сроком все свыклись. И Аня вместе с другими считала его тоже чем-то непреложным. Живо представлялись ей десятки тысяч автомобилей марки «Москвич», которые получит страна в 1950 году.
Быстро изучив шлифовальный станок, она взялась за револьверный. В каждом из них таились свои секреты, и чем они были сложней, тем с большей настойчивостью овладевала ими девушка. Аню Кузнецову заметили и оценили подруги и товарищи. Её избрали в цеховой комитет комсомола. Затем ей доверили молодёжную бригаду.
Пять юных рабочих сразу пришлись по душе друг другу. У каждого да них был свой характер, но все они сходились в одном - весёлой горячности в труде.
Тон задавала Анна Кузнецова.
Теперь её преследовала одна мысль: почему сейчас на обработку деталей уходит впятеро больше времени, чем будет уходить на те же операции через 3 года? Ведь тогда здесь будут стоять те же станки. Значит, изменятся люди, созреет их мастерство? Но разве это недостижимо сейчас? «Достижимо!» - решила она.
Мастер Калашьян и главный технолог цеха Чилингирян, выслушав Аню, поняли: ей пришла та простая мысль, которая, как и всякое открытие, может придти тысячам, но приходит одному.
Решили начать с небольшого. Взялись за деталь, носящую сложное название «рычаг пружины передней подвески». Эта деталь проходила десять операций, и на них тратилось 82,6 минуты вместо 16,6 минуты по проектной норме.
Анна Кузнецова вместе с Чилингиряном начала борьбу за выигрыш каждой секунды. Из экономии секунд вырастало искусство опережать годы. Не смущаясь неудачами, мастер и работница отыскивали средства повышения производительности труда. В один из дней деталь рычага пружины была сделана за 16,5 минуты.
Анна Кузнецова вошла в 1950 год...
* * *
Новому трудно сделать первый шаг. Но стоит новшеству утвердиться, пробить брешь в старом, как оно становится победным шествием нарождающегося.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.