Ленинград... Старинное здание Адмиралтейства на левом берегу Невы. Здесь, под сводами узких длинных зал, разместились экспонаты одного из интереснейших музеев нашей страны.
Через год исполнится уже 230 лет, как существует Центральный военно - морской музей. Он был основан по инициативе Петра I в 1709 году.
Когда бываешь в этом Музее, испытываешь особенный интерес к изучению героического прошлого нашей родины, ее многовековой борьбы за свою независимость и свободу. Русский флот вписал немало блестящих страниц в летописи этой борьбы.
Шведы при поддержке немцев и англичан в течение столетий были главными притеснителями русских на берегах Невы, Балтийского моря и у вод северных окраин нашей страны. К концу XVII века они совершенно оттеснили русских от выходов в Европу через море, насильно захватив искони принадлежавшие нашим предкам порты Балтики и прилегавшие к ней земли. Нужно было «прорубить окно в Европу» для того, чтобы русский народ имел возможность более успешно развивать свою экономику и культуру. Эту историческую задачу русский народ решал в эпоху Петра I. Перед Петром I стояли задачи: охраны границ России от крымских татар, которых поддерживала Турция, предотвращения шведской интервенции и сближения с Западной Европой.
Приступая к осуществлению своего грандиозного плана, Петр I прежде всего проявляет заботу о строительстве вооруженной силы на море. Еще будучи юношей, он писал:
«Всякий государь, который только сухопутные войска имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».
В Музее хранится модель военного корабля, сделанная самим Петром.
Начав свое плавание в 1688 году на стареньком ботике по грязному Просяному пруду в Москве, Петр I пробился, в конце концов, к широким морским просторам. К весне 1721 года Россия под его руководством уже была сильной морской державой, имея 27 мощных линейных кораблей, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля и около 170 галер. К этому времени в списке славных подвигов русского флота уже значились победа над шведами под Нарвой, разгром основных морских сил Швеции у полуострова Гангут и, наконец, поражение противника России при Грен - гаме 27 июля 1720 года, после которого король Швеции уже не мог больше сопротивляться и вынужден был заключить мир на таких условиях, какие продиктовал ему Петр I.
Проходя сквозь тесные ряды многочисленных драгоценных моделей кораблей, минуя разложенные в витринах и развешенные по стенам боевые реликвии прославленной петровской эпохи, посетители переходят в следующий раздел Музея. Все останавливаются перед художественным полотном, изображающим пылающую в огне массу старинных высокобортных судов. Это знаменитый Чесменский бой.
В июне 1770 года небольшая русская эскадра под командованием А. Орлова встретилась в Эгейском море, у Хиосского пролива, с мощным турецким флотом. Своим героизмом, проявленным при этой встрече, русские моряки вписали новую незабываемую страницу в историю отечественного флота.
В ряде следующих зал отражены победы русского флота в бою с турками в октябре 1827 года при Наварине, затем в ноябре 1853 года под Синопом, мужественная защита Севастополя от соединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии в 1855 - 1856 годах и др. Посетители Музея особенно долго задерживаются перед экспонатами и документами, рисующими ту беззаветную храбрость и отвагу, которую русские моряки проявили в боях с Японией в 1904 - 1905 годах.
Взволнованно осматривает посетитель залы, посвященные участию моряков в революционном движении и истории Красного Флота.
Три зала посвящены восстаниям во флоте 1905 - 1906 годов. Известно, что Владимир Ильич Ленин придал огромное значение восстанию на броненосце «Потемкин».
В витринах многочисленные документы, рисующие тяжесть быта моряков при царском строе, их революционные настроения. Портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина. Фотографии руководителей восстания в Черном море: Матюшенко - на «Потемкина», лейтенанта Шмидта - на крейсере «Опаков».
Под картинами витрина с личными вещами Шмидта, и под стеклом красный флаг с миноносца «Свирепый», на котором Шмидт 15 ноября обходил Черноморскую эскадру...
Мировая империалистическая война 1914 - 1918 годов. Русский флот количественно значительно слабее германского, но вверенная флоту защита Петербурга выполнена. Блестящая постановка мин заграждения преградила дорогу германскому флоту с первых же дней войны.
Закончились боевые операции на Балтике знаменитым Моонзундским боем, тянувшимся с 11 по 19 октября 1917 года. Мужественно боролись моряки Балтики, защищая страну от попытки немецких империалистов закабалить русский народ. Победами в этом бою был прегражден путь немцам к революционному Кронштадту и колыбели революции - красному Питеру.
Наступили дни Великой Октябрьской социалистической революции. Десант моряков, прибывший из Кронштадта и Гельсингфорса, после исторического выстрела с крейсера «Аврора» вместе с красногвардейцами и революционными солдатами берет Зимний дворец.
Брестский мир. Грозные дни. Основные силы Балтийского флота: все линкоры, крейсера, миноносцы - зимуют в Ревеле и Гельсингфорсе. Немцы пытаются захватить героический Красный Флот. Надо спасать суда. Но как быть, если все суда закованы льдом? И вот под руководством большевистской партии моряки Балтфлота сквозь льды Балтийского моря, в морозную вьюгу, преследуемые немцами, проводят корабли из Гельсингфорса в Кронштадт. Этими судами (было спасено более 200 различных боевых единиц, в том числе все линейные корабли) моряки Балтики защищали от многочисленных врагов подступы к революционному Петрограду. Многие из спасенных кораблей были переведены по Мариинской системе на Волгу и создали основу славных Волжской и Каспийской флотилий.
Годы гражданской войны. Моряки Балтики и Черного моря сражаются против интервентов и белогвардейцев не только на водных просторах. Они всюду. Их можно встретить в передовых рядах летчиков и кавалеристов, среди артиллеристов и пехотинцев - красноармейцев. Моряки вооружают баржи, колесные пассажирские пароходы, создают Днепровскую, Онежскую и другие флотилии.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.