Утром в 4 часа подъем. Зарядка: шаг и рысь на маленьком волынке, потом проводка у конюшни, генеральная чистка. Чистят мягкими щетками. Традиционная скребница служит лишь для очистки щеток. Копыта моются. В 7 часов завтрак: вода, овес, сено. Отдых до 12 часов. Обед - и снова отдых до 5 часов. Выводка в руках на полчаса (если буйная лошадь - верхом). В 7 часов вечера ужин и отдых до утра.
Ежедневно лошади проходят медицинский осмотр. Если необходимо, есть электропросвечивание, ванны, массаж.
В тренаж лошади поступают с полутора лет. Объездку, пока не окрепла спина, ведут десяти - двенадцатилетние ребята. С двух лет зимой скакун выходит на круг. Начинают с шага, потом переводят на рысь и контр (тихий галоп). Так к весне «набивают мускулы», «открывают дыхание». Весной партии лучших лошадей, верховых и беговых, поступают с «заводов» на ипподром. Их разбивают на группы по равным резвостям и готовят к «программе», публичным испытаниям.
Между прочим, принцип групповой разности почти на нет сводит возможность стопроцентного угадывания победителя, хотя и тренерам, и наездникам, и жокеям известны все тренировочные секунды и своих лошадей и «противников», а любители программами регулярно оповещаются о достижениях будущих кандидатов на победу.
Остается «расчет» тренеров и жокеев или наездников и уход конюхов.
Именно здесь создаются выигрышные «восьмушки», «головы» и «корпуса».
Наш разговор заходит на эту «окончательную» тему. Вася Горох, подсевший к нам, расцветает. Он знает, что и от него, конюха, в очень большой мере зависит результат скачки.
- Каждая лошадь со своим настроением бывает, - говорит Горох. - Другой задашь сена, а у ней фантазия к баловству: расшвыряет все, да еще и нервничает. Ах, ты, думаешь, пакость этакая! Но лошадь не полагается оставлять в капризе. Принесешь новую охапку такого же сена, глядишь: ест в свое удовольствие... Лошадь привыкает, привязывается к своим людям. Тихая и скромная на вид, она может заупрямиться, если в седле или в деннике с ней малознакомый человек: укусит, лягнет, сбросит с седла.
Тренер Комбегов с особым вниманием относится к своим помощникам.
- И рад и не рад своей удаче, - замечает он. - В конюшне 16 человек, а 13 из них - КОМСОМОЛЬЦЫ. Заседания, учеба...
Но больше всего внимания тренер отдает жокею. Он глубоко уверен, что это редкая профессия, «артистическая».
- И тем более в скачках, - возбужденно рассуждает Комбегов. - Наездник - тот имеет секундомер: вся арифметика под рукой. А жокей, как скрипач: ладов на его «инструменте» нет.
На скачке жокей сам должен умело распределить силы лошади, умело использовать и весь повелительный ассортимент: чмок губами, похлопыванье, щелк языком, хлыст. Удар хлыстом разрешается у нас только с трех лет. Хлыстом нужно умело пользоваться. В решительный момент, даже просто от резкого взмаха, лошадь может «заикнуться», упрямо шарахнуться в сторону.
Желание провести скачку классно, естественно, усложняет ответственность жокея, требует от него исключительных качеств физкультурника - спортсмена. Тов. Кречет, жокей тренконюшни Комбегова, - велосипедист - гонщик. Он вынослив: у него прекрасные легкие. Он может напряженно гнать лошадь две - три тысячи метров, а ведь скорость огромная - резвый тренировочный галоп «Брамина» - в 30 секунд 500 метров.
Воспитание будущих племенных производителей - сложнейшее дело, а в нашей стране, где коневодство перестраивается заново, тем более.
Красивое, увлекательное зрелище, на которое приходят любоваться сотни тысяч специалистов и лошадиных «болельщиков» на ипподромы Москвы и Ленинграда, Свердловска, Одессы, Тифлиса, Новосибирска, Харькова, Ростова, - это лишь «художественная часть» советского коневодства.
Не призы являются гордостью того или иного «завода». Если подходить с этой точки зрения, «Прюнель», блестяще одержавшая вместе со знаменитым «Петушком» мировую победу в Париже, - забытая фаворитка. Она не мелькает уже в праздничных программах. Но у «Прюнели» теперь более почетная задача: каждый год она приносит стране кровного жеребенка. И другие признанные рекордисты с 3 - 6 лет, когда уже выявлен весь об ем их качеств, так же как «Прюнель», пойдут на завод и поведут «линии» советских стандартов, необходимых нашей армии и сельскому хозяйству. В этом основа и гордость десятков конесовхозов и сотен колхозов, воспитывающих замечательных лошадей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Сценарий Л. Славина, режиссер А. Мачерет