Жеребенок родился пегим.
Неприличные «мужицкие» пежины разгневали графа, и он приказал отдать сосунка конюшему.
Жеребенок рос. Когда наступила пора, спокойно поддался упряжке и пошел с первого же раза привычно словно старая, давно объезженная лошадь. Но когда конюший, исподволь любовавшийся ходом жеребца, повелительно цокнул, опальный жеребец пошел таким упрямым и размашистым шагом, что не на шутку перепугал раболепного графского служаку.
Неожиданно легаш из лошадиной людской выскочил в свет. Его купил проезжий гусар, удивленный резвостью и оригинальной мастью.
На забаву любовнице гусара кучер ухарски гонял рысака по заснеженным улицам и в ночь и в день. Жеребец ходил славно. Не даром его прозвали за широкий шаг «Холстомером».
Однажды гусар попал на бега. На корде проезжали рекордиста. Шутки ради гусар пустил «Холстомера» вслед. «Холстомер» стремительно нагнал и сразу миновал рекордиста.
Гусар гордо отклонил предложенную за лошадь тысячу: «Не продается» - и уехал.
Но вскоре «Холстомера» ожидало тяжелое испытание. Гусару изменила любовница. Двадцать пять верст гнал гусар взмыленного рысака, но все оказалось безуспешным. Разгоряченного жеребца опоили, и он навсегда остался калекой.
Потом - прасол, седле объездчика, кнут цыгана...
«Холстомер», увековеченный в одноименной повести Львом Толстым, погиб на живодерне.
«Фру - фру» - другая лошадь, выведенная Толстым в «Анне Карениной», погибла не менее трагически. Во время скачки Вронский неумелым движением сломал ей спину. «Фру - фру» пристрелили тут же, на корде.
В скачке, описанной автором «Карениной», из 17 участников выбывает более половины.
Игра, забава, жестокий спорт - таков законченный круг российского коневодства. Родзянки и Манташевы - благородные лошадиные меценаты в салонах - на корде, в трактирах и кабаках выглядели несколько иначе. Ловкие агенты этих высоких покровителей обделывали здесь завтрашнюю игру: покупали секреты резвости, рецепты победы, «продавали» наездников и жокеев.
Жадности наживы легких тысяч, «выигранных» на купле человеческой совести и здоровья, не было предела.
... Судейский протяжный колокол.
Первенство со старта берет «Кавалер», в двух корпусах за ним «Черномор» и «Злоба». С просветом идет «Радость». «Рогнеда» отпала на последнее место. «Радость» решительно улучшает свое положение и держится уже рядом с «Черномором»
и «Злобой». «Кавалер» отходит назад. Держатся кучно.
В публике волнение.
В том же порядке вывернули на конечную прямую. «Радость» зажата.
На трибунах нарастает шум. За ним совсем не слышны резкие выкрики жокеев. Неожиданно в куче цветных камзолов беспомощно вздергивается вверх чья - то нога. Красный камзол мелькает в путанице лошадиных ног. «Радость» шарахается к барьеру.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Сценарий Л. Славина, режиссер А. Мачерет