Ослепительное солнце до полудня тяжело вздымалось по небосклону, наливалось горячими соками, разбухало и вырастало... В полдень, одолев голубой перевал, оно на минуту задержалось, окутавшись прозрачной тучкой. Так усталый путник в горах, остановившись отдохнуть, закрывает глаза, прижав руку к сердцу... Потом солнце стало падать за горы на западе. Оно все более и более краснело и, наконец, зажгло горизонт.
Джалил Урунов возвращался с разведки.
Он вытирал потный лоб широким рукавом гимнастерки. Фуражка цвета хаки была сдвинута на затылок. Джалил ежеминутно открывал полевую сумку, где среди блокнотов, сводок и карандашей лежали дешевые папиросы.
Джалил Урунов заведовал семенным хутором большого хлопкового совхоза. В те минуты, когда серьезность положения заставляла напрягаться его мозг, Джалил Урунов с сожалением думал о крепком насе. Нас! Одна щепотка наса под пересохшим от волнения языком освежила бы Урунова и наполнила бы голову самыми неожиданными и эффектными комбинациями!
Дело в том, что в совхозе появилась саранча. Саранча появилась двадцать девятого, около семи вечера. Комсомолец - поливальщик Шамбе из третьего участка пробежал за один час двенадцать километров, упал на пороге джалиловой мазанки и прохрипел, протягивая заведующему стиснутый кулак:
- Джалил, возьми...
В черном кулаке зажат был спичечный коробок. В коробке билась крыльями и лапками светло - желтая, с загорелой спинкой и бледным брюшком, «мароккская кобылка».
- Саранча! - воскликнул Джалил Урунов, помогая Шамбе подняться.
И вот УЖ третьи сутки, как. Джалил не слезает с коня. Он засыпает в седле, падает у шатров полевых баз, чтобы вздремнуть часок, но новые вести поднимают его и бросают обратно в седло.
Саранча летела из - за Пянджа, из Афганистана, огромнейшими кулигами. Сначала она опустилась на горное плато. Она лишь днем прилетала на землю хутора, чтобы на ночь снова подняться в горы. Но теперь саранча шла в северо - западном направлении, где разлеглись земли хлопкового совхоза, тысячи гектаров «египтян», рисовые поля, баштаны и дехканские ладошки.
- Саранча! - остановил коня Джалил Урунов, заехав в люцерновое поле.
Стая саранчи вырвалась из - под ног коня, с шумом отлетела на шаг и снова опустилась на землю.
Под копытами коня лежали изглоданные стебли. Здесь уже было голо. А дальше, насколько хватал глаз, на стеблях люцерны в несколько этажей сидела саранча, скользила, порывалась лететь и падала, - ужасная масса, оставлявшая после себя голые поля, словно после страшного покоса.
Откуда - то доносился запах гари. Запах ясно чувствовался в воздухе, наполненном вечерней свежестью. Джалил обернулся к северу: у него возникали серьезные опасения...
Постепенно темнело, и в долине, окруженной горным кряжем, залегла прохлада. Арыки с грохотом несли воду, полную ила.
В камышах, в зарослях начинали свой ночной концерт лягушки и цикады. Низко пролетела ширококрылая птица. Конь Джалила, почуяв воду, потянулся к арыку. Ударом нагайки Джалил повернул его на дорогу.
«Люцерна лежит на южном участке, - путались его мысли вместе с усталым ходом коня. -
Если скосить люцерну, саранча сядет на хлопчатник. Нет, я не дам распоряжения косить люцерну!...»
Тучи плыли над горами. На северо - западе он» превратились в облака густого, черного дыма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Документальный монтаж о С. М. Кирове
Сценарий Л. Славина, режиссер А. Мачерет