«Сеющий злаки совершает святой подвиг» - гласит мудрая пословица таджиков, старейших земледельцев. Суровая природа научила их любить землю и обрабатывать её с вдохновением художника - ваятеля.
В высокогорных кишлаках дехканин СВОЙ клочок земли часто создавал сам: спустившись на дно ущелья, он терпеливо наполнял речным илом корзину, а затем поднимался в горы. Там, наверху, дехканин разливал ил по щебню и снова спускался к реке. Так продолжалось до тех пор, пока образовывался клочок земли, который можно было засеять. Затем горец пробивал в камнях канал и отводил по нему воду на своё крошечное поле...
Можно было спуститься с гор в Вахшскую долину.
Но, выжженная солнцем, она была пустынна, и дикий Вахш бесплодно метался по её раскалённым пескам. Эмиру Бухарскому было не под силу оросить эту долину, да он и не стремился к этому: его занимали другие мысли - как - бы выколотить побольше доходов. «Страна бесправия», - называли этот край до революции.
Советская власть передала таджикам - земледельцам эмирские и байские земли, помогла построить им гигантские каналы в Вахшской, Ферганской и Гиссарской долинах. Выжженные солнцем пустынные долины ожили. Они покрылись городами и кишлаками, хлопковыми плантациями и садами.
В стране гор, согретой и обласканной сталинской рукой, выросли люди, каких не было и не могло быть в байско - эмирской Бухаре. Их имена узнала вся страна: Халимахон Оулейманова, Рахман - кул Джабаров, Ходжахон Атабаева, Ситар Раджабов, Джахон Расулова, Бибисара Хайдарова.
Рахманкул Джабаров - председатель колхоза имени Кагановича, Кокташского района, и звеньевая этого же колхоза Халимахон Оулейманова - ныне Герои Социалистического Труда. Слава им, мастерам высоких урожаев хлопка, удостоенным этого высокого звания!
Урожай хлопка в 100 центнеров с гектара Халимахон Сулейманова собирала ещё до войны. Тогда родина отметила её труд высшей наградой - орденом Ленина.
В прошлом году колхозники Таджикистана вырастили хлопка - сырца на 53 тысячи тонн больше плана. Несколько сот передовиков хлопководства и шелководства республики были награждены орденами и медалями. Орден Трудового красного знамени получила Халимахон Оулейманова, орден Отечественной войны первой степени - Рахманкул Джабаров, орден Ленина - талантливая ученица Халимахон, комсомолка - звеньевая Кумри Абдурахимова.
Впервые я побывал в колхозе имени Кагановича прошлой весной. Нас встретил Рахманкул Джабаров. На полном лице его светились живые, умные глаза, свисающие усы дрожали в улыбке:
- Заканчиваем строительство электростанции! Хватит коптить кибитку керосиновой лампой!...
Нас окружили колхозники.
- Рахманкул хочет жить лучше эмира, - сказал старик с кетменем на плече, - эмир и баи даже керосин не всегда имели вволю. Да и зачем эмиру свет! Освещать гарем? А у нас мельница, маслобойка, клуб, школа, кишлак... Нам без электричества нельзя! Рахманкул понимает толк в хозяйстве и земле... Недаром ведь он у нас - член правительства, депутат Верховного Совета республики!
Мы заговорили о Халимахон Сулеймановой. Старики, поглаживая бороды, почтительно закивали головами:
- Халимахон! О, пусть счастье и удача никогда не покидают очага её кибитки...
- Халимахон - это наша гордость, наш агротехникум, - при общем одобрении заметил председатель колхоза. - У неё учатся звеньевые и бригадиры даже из других колхозов.
Рахманкул Джабаров назвал несколько фамилий её учеников и учениц и в их числе Кумри Абдурахимову - девушку с открытым и удивительно ясным лицом, весёлыми глазами и косами, ниспадающими на плечи.
Халимахон Сулейманова научила колхозников уважать и ценить науку, умело применять её. В прошлом году колхоз имени Кагановича добился среднего урожая в 34,7 центнера хлопка с гектара. Звено Халимахон Сулеймановой собрало по 113 центнеров, а звено ученицы её - Кумри Абдурахимовой - по 130!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.