Волжский богатырь

Б Чесноков| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

1900 - 1915 годы были периодом наибольшего расцвета профессиональной борьбы в России.

В её цирках выступали все сильнейшие борцы Европы. Но ведущую роль играла плеяда русских атлетов - людей исключительных физических данных и больших мастеров своего дела. Они затмили и недавнюю славу гремевших в Европе турецких борцов, и чемпионов Франции, и представителей остальных стран. А гастроли русских - Ивана Поддубного, Ивана Заикина, Ивана Шемякина, Ивана Романова, Ивана Чуфистова и других - заграницей производили там всегда сенсацию.

Среди борцов того времени выдающуюся фигуру представлял собой Иван Заикин. Природа щедро наградила его в физическом отношении. С 15 лет он начал работать грузчиком на Волге. Капитаны пароходов шли на всё, чтоб на погрузке или выгрузке у них работала артель Заикина: это обеспечивало ценный для парохода выигрыш времени. Сам Ванюшка работал за троих по скорости, за двоих - по силе. В семнадцать лет это был изумительный по телосложению, красоте своих атлетических форм гигант. Им нельзя было не любоваться. И пассажиры пароходов наперебой приглашали юного, всегда необычно опрятного грузчика, чтоб «выпить за русскую силу».

Скоро поволжские города заговорили о нём как о феноменальном борце. Схватившись случайно в цирке с профессионалом, Заикин нашёл своё призвание в борьбе. Первые же годы выступлений на арене принесли ему головокружительный успех. Борьба захватила Заикина своим здоровым азартом. Для него она не была просто профессией, дающей большие деньги. В ней он искал соревнования.

Заикина хотели выпускать в цирках под именем «Иван Волжский». «Я хочу быть самим собой», - твёрдо заявил он.

В своё время много шума наделал, как говорили, «сумасшедший номер» Заикина. Он приехал бороться в Тамбов. Там в числе прочих выступал Иван Поддубный, находившийся в зените силы и славы. Заикин заявил Поддубному, что будет бороться с ним «всерьёзную». Поддубный внимательно оглядел смельчака и ничего не ответил.

Через несколько дней противники сошлись «в мёртвую». Это была жестокая схватка. Заикина унесли с арены. Поддубный потом каждый день навещал «Зайку», как он прозвал своего противника, а тот признал превосходство «дяди» - так он, а затем и все борцы стали именовать Поддубного.

Заикин не успокоился. Он начал выступать в силовых упражнениях:

работал с гирями, поднимал тяжести, гнул строительные балки, завязывал в узлы квадратные полосы железа... В этой роли силача он не имел конкурентов. С лёгкой руки заграничных атлетов большинство цирковых силовых номеров приделывалось с фальшивыми тяжестями; фокус, обман играл решающую роль. Заикин работал с настоящим весом. Весь его реквизит всегда лежал открыто, чтобы желающие могли убедиться, с чем он выступает.

Всё это делало Ивана Заикина одним из популярнейших русских профессиональных борцов. Он не успевал подписывать выгодные ангажементы и вдруг... исчез с цирковой арены.

Неугомонная натура толкнула его на другой путь. Он оказался во Франции, в авиационной школе Фармана. Карьера авиатора была недолга, но наполнена интересным содержанием. Без копейки денег, с прозвищем чудака Заикин вновь вернулся на борцовский ковёр...

В 1945 году, в дни празднования 50 - летия существования борьбы в России, Иван Заикин присутствовал на торжестве в качестве почётного гостя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены