Продолжение
Люди и багаж уже на самолете. Уши заложены ватой. Небольшой моторный катер вывел самолет из самого узкого места затона. Воздушный корабль приготовился к взлету. Каждый занял свою позицию. Впереди, в носовой кабине, поместился летнаб, за ним - два пилота в пилотских кабинах, у моторов - Побежимов и в кормовом отсеке - участники перелета.
- Давай кормовой! - крикнул Страубе, чуть привстав с сидения.
- Даю задний! - ответил Побежимов, и сначала медленно, будто нехотя, завертелся кормовой винт, со свистом разрезая утренний воздух.
Самолет зарулил к выходу из затона на простор Енисея. И когда показался Енисей, загрохотали вдруг сразу оба мотора самолета, и два винта запели громогласно, заглушая все остальные звуки густонаселенного города.
Перегруженная горючим машина долго бежала на отрыв, забаламутив, вспенив огромную реку.
Небольшой вираж над городом, и мы пошли на Север, куда течет Енисей.
Небо было пасмурно. Здесь, под нами, где некогда шумели леса, еще недавно охотились красноярские старожилы. Но повывел леса человек, сделав Красноярск городом ветров. Мы летели над безлесым Енисеем. Летнаб прямил, слезая большой угол суши Сухобузима.
Вместе со мной в ставке сидел на чемодане профессор - оленевод, знаток Севера, Керцелли. Он летел для работ на крайнем севере Енисея.
- На шаре лететь приятнее, - писал мне профессор в воздухе.
- А вы летали? Куда? Откуда? - спросил я запиской.
От треска моторов не слышно было даже собственных слов. Мы открывали рот и оставались немы.
- Лет сорок назад, в Одессе, на воздушном шаре, с одним итальянцем, за двадцать пять рублей, - ответил мне профессор.
- Куда?
- Недалеко. Спустились километрах в сорока или пятидесяти от Одессы. Мы слышали на воздушном шаре все, что творилось внизу под нами, и в то же время совершенно не ощущали ветра, потому что неслись с его скоростью. Нам казалось, что в воздухе полный штиль.
Всхолмилась, взбугрилась под нами бурая земля. Черными, желтыми и красными квадратиками притихли полоски пашен.
На узком извилистом притоке Енисея раскинулся небольшой поселок.
Не видать Енисея, мы ушли от него далеко. Тяжелая морская машина летит сейчас над сушей.
- Где Енисей? - запрашивает меня запиской сосед.
- Направо, - отвечаю я.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
6 января 1932 г. умер активный сотрудник «Смены» Роберт Михайлович Черняк