Из вагона на платформу станции с задорным гомоном высыпала группа ребят. У каждого в руках были большие папки, рулоны бумаги, аккуратные деревянные ящички. Так обычно снаряжаются художники, отправляясь на зарисовки.
И действительно, эти рабочие ребята были начинающие художники, впервые выехавшие за несколько десятков километров от Москвы на крупную новостройку - Бобрики. Молодой коллектив - Изорам - организован московским Трамом лишь 3 - 4 месяца тому назад. Вылазка в Бобрики - первая серьезная проба сил.
От станции до новостройки - несколько километров. Погода стояла жаркая. В воздухе колыхалась пыль от непрестанно разъезжающих автомобилей и телег с известью, кирпичом, землей и тесом.
Бобрики широко раскинулись по всему горизонту.
Всюду, торчали низкие крыши бараков, стропила лесов, зубцы неоконченных кирпичных стен, громады полупостроенных газгольдеров. Вся земля была искусана стальными зубами экскаваторов. Всюду торчали сваленные в кучу бревна, трубы, ящики.
Жара стояла отчаянная. Солнце от пыли и дыма казалось желтым мутным диском. Но люди ходили бодро и удивительно быстро.
В райкоме комсомола холодно приняли ребят. Крупный разговор с секретарем, отсутствие общежития, усталость - все это могло охладить пыл у кого угодно.
Вечером можно было увидеть изорамовцев в красном уголке. Они шумно обсуждали план будущей работы.
А через две недели эти принятые вначале так холодно гости пользовались и в райкоме и среди рабочих в бараках огромным вниманием.
Это были они, авторы многочисленных плакатов, призывавших в разных концах строительства заниматься физкультурой, снижать брак, беречь «каждую доску, каждый гвоздь». Плакаты сначала вырезались на картоне и затем быстро распространялись в каком угодно количестве экземпляров по всему строительству.
А еще через неделю, когда ребята уже начали укладывать вещи, готовясь к возвращению в Москву (отпуск близился к концу), у здания райкома, в центре комбината, с утра до вечера толпились рабочие, рассматривая большую галерею ударников. Двухметровые портреты лучших борцов за промфинплан были написаны масляными красками, под каждым красовались подпись и показатели работы.
Рабочие приходили, узнавали своих. В глазах вспыхивала гордость, радость, а иногда и зависть...
С тысячами обещаний еще раз приехать на стройку ребята по той же знакомой пыльной дороге тронулись в обратный путь. Позади была напряженнейшая месячная работа, проведенная в фронтовых условиях новостройки, в жаре, доходящей до тропического зноя, в неудобных помещениях, но работа живая, интересная, боевая.
В Москве, в бесконечных помещениях бывших гумовских рядов, среди бесчисленных учреждений, организаций, курсов и магазинов, в получердачной низкой комнате, темной и сырой, ежедневно в любой час можно встретить изорамовцев, кропотливо работающих у мольбертов и столов.
По стенам развешаны неоконченные плакаты, эскизы, картины, рисунки углем, карикатуры. Полстены занимает газета «Творческая трибуна», украшенная забавными рисунками и боевыми надписями.
На столах - вся кухня художника: банки, кисти, краски, клей, бумага.
Высокий парень с белой шапкой волос делает эскиз к картине «Комсомол на Западе». На рисунке группа комсомольцев на дне типичного берлинского дома - колодца призывает жителей голосовать за список № 3. Окна первых этажей, украшенные вычурными занавесками, цветами и, клетками, поспешно закрываются, и сквозь стекло проглядывают тупые физиономии обывателей. Из окон же верхних этажей, где живут пролетарии, свешиваются красные куски материи - знаки приветствия и солидарности.
Рисунок еще не окончен. Автор занят тем, что ищет наиболее выразительное, наиболее типичное лицо высунувшегося из окошка рабочего.
В мастерской студии пыхтит, бегает, «страдает», как про него здесь говорят, Вася Пахомов. Он уже давно работает над плакатом о марксистско - ленинской учебе, который необходимо завтра сдать редактору Изогиза.
Он хочет добиться, помимо четкой, выразительной формы, живого, правдивого типажа. Это нелегко. Вот почему так напряженно, так настойчиво работает Вася над своим плакатом. Этот плакат можно видеть теперь во всех витринах, клубах и избах - читальнях.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.