ФЗУ, охватывающее 3000 рабочих подростков, ШУМП - 200 чел., курсы повышения квалификации каждого цеха, куда входит вся цеховая молодежь, БРИЗ - вот источники, откуда планово поступает свежая квалифицированная рабочая сила.
Окна открыты в цех.
Свежий воздух врывается в выбеленное, вычищенное помещение, ополаскивая машины.
Восьмой час утра. В паровозостроительном цехе - утренняя физкультзарядка. Значительная часть молодых производственников имеет значки ГТО. Ударничество и соцсоревнование - вот мерило преданности героическим завоеваниям Октября, сознательного, любовного отношения к труду.
И поэтому немудрено, что выпущенный в начале 1931 г. 2.500 - й сормовский паровоз был сделан руками почти одних молодых производственников. Этот паровоз отражал в себе все квалификации сегодняшнего подростка Сормова и показал их в блистательной мощности советского локомотива.
Повышение квалификации подростка неразрывно связано с повышением его общего культурного уровня. После работы в уютном тихом красном уголке цеха сходятся молодые бригадники слушать лекции по технормированию, изучению импортного оборудования, и точная рука председателя техгруппы цеха, председателя БРИЗ комсомольца Окуня выводит мелом по строке рядом с чертежом детали, алгебраические формулы. Здесь же старый рабочий Шестаков, проработавший в паровозостроительном цехе пятьдесят лет, делится своим производственным опытом.
Такие вечера дали цеху троих комсомольцев - мастеров. Бригадир ведет производственный дневник, куда ударниками вписываются замеченные неувязки в организации процесса производства, рационализаторские предложения по обработке или сборке той или иной детали. Эти потрепанные тетрадки дневников сэкономили цеху за 2 года своего существования 30000 рублей.
Сегодняшний мастер - внимательный, отзывчивый товарищ, первый помощник в работе и учебе. Еще бы - эти мастера сами проходили школу ФЗУ, учились у старших товарищей «секретам» квалификации, стоя с ними бок о бок у прокатного стана, строгального станка, на клепке котлов. Так в стенах завода растет новая советская техническая интеллигенция.
Подросток до восемнадцати лет работает шесть часов, имеет месячный отдых на курорте, на Меховых горах и точно знает, когда из него выйдет квалифицированный рабочий, когда мастер и когда техник. Перспектива его роста ясна, как перспектива развития самого цеха. И подростки помогают друг другу.
Рабочий подросток металлургического завода «Красное Сормово» шел к освоению культуры долгим, сложным путем, обусловленным ходом общей революционной борьбы рабочих Сормова.
Первая забастовка рабочих в 1889 г. произошла из - за отчисления местными властями с заработка рабочего одной копейки в пользу церковно - приходских школ.
Сормовские «просветительные» власти, желая выслужиться перед правительством и забить голову измученному двенадцатичасовым трудом подростку, тянули с его заработка средства на содержание церковно - приходских школ.
Первая забастовка рабочих Сормова была осмысленным протестом против внедрения властью в сознание их детей и младших братьев церковного идиотизма и дурмана.
Тот ничтожный процент детей рабочих, который имел возможность посещать церковноприходские школы, пичкался туманными картинами религиозного содержания и лекциями о боговласти. Учительский персонал состоял весь из церковников, и достаточно было только одному отставному семинаристу скептически отнестись к преподавательской программе, как его моментально удаляли из рабочего поселка.
Количество «счастливцев», скучавших на лавках приходских школ, исчерпывалось одной - двумя сотнями из общего пятитысячного коллектива подростков завода. Остальные подростки были предоставлены самим себе и улице. Их «образование» замыкалось заучиванием похабных песен, чтением приключенческой пошлятины и патриотических лубков.
К 900 - м годам рабочее движение Сормова стало мощным и всеобъемлющим.
На конспиративных квартирах читалась «Искра», прорабатывались революционные брошюры и прокламации, и под этим влиянием перед баррикадными стычками 1905 г. рабочей молодежью были организованы «воскресники». В глуши, далеко от завода и властей, рабочая молодежь упорно усваивала грамоту политики. Лишь ко времени Февральской революции, когда правительство обессилело перед революционным напором, рабочие Сормова добились своего в школе. По их требованию были подобраны учителя и частично изменена программа. На эти школы отчислялась одна четверть их заработка.
Только Октябрьская революция принесла тысячам рабочих подростков Сормова свободный победительный доступ в новые советские учебные заведения, открытые в Сормове.
Производство быстро расширялось. Из деревень пришли к новым станкам сотни неграмотных подростков. В период восстановления Сормовский завод начал насчитывать 10 тысяч подростков. В 1923 г. на территории завода открылась первая фабрично - заводская школа на 1.200 человек. Подростки от 16 до 18 лет, умеющие считать только по пальцам, здесь ликвидировали свою неграмотность, неразрывно с этим осваивали производство и получали среднее образование. К 1930 г. школ ФЗУ и ШУМП по Сормову было открыто три с общей численностью учеников в 3.000. Включая все квалификации, 4.500 комсомольцев Сормова имеют уже сейчас в основном среднее образование, а из общего десятитысячного коллектива молодежи 1.500 в вузах, втузах и техникумах заканчивают высшее образование.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из воспоминаний о деникинщине