Рост молодых советских поэтов, насчитывающих всего несколько лет творческой работы, но уже много успевших, блестяще опровергает «прогнозы» о неизбежном кризисе поэзии, о ее якобы ненужности в дни напряженного социалистического строительства Рабочий класс, комсомол выдвигают новые и новые кадры молодых поэтов, тесно связанных с борьбой пролетариата, лишенных мелкобуржуазной раздвоенности, упорно преодолевающих влияние мелкобуржуазной идеологии - ячество, индивидуализм.
Молодые пролетарские поэты лишены стрем пений в какой бы то ни было степени отделить себя от класса, поставить себя «над ним»: поэтическим оружием они продолжают борьбу за победу социализма, за выполнение поставленных партией задач. Сплошь и рядом они еще не овладели поэтической техникой. Сплошь и рядом их мировоззренческий уровень еще очень низок. Однако лучшие из них ведут повседневную кропотливую работу над собой, и это позволяет ожидать от них значительного роста.
К таким поэтам младшего поколения относится молодой комсомольский поэт Александр Решетов. Первая книга его стихов «Так мы живем» вышла в 1931 г. Эпиграф к ней: «Коллективу комсомола моей третьей гостабфабрики посвящаю».
С первых же страниц книжки вырисовывается лирический субъект творчества Решетова - молодой рабочий - подросток, воспитанный комсомолом:
- Парень из нарвских рабочих ребят.
Из тех, кто по зорьке к трамваю спешат,
Нам вместе в молоденькие годки
Фабзавуч впервые вручал молотки.
В прошлом - фабзавуч, ячейка, стенгазета, сверхурочный ремонт, трудовая жизнь, учеба. Действительность воспринимается глазами комсомольца. Их не застилает покров мелкобуржуазной романтики, влияние которой болезненно чувствуется в творчестве многих современных поэтов. Решетов чужд всякой расслабленной тоски по прошлому, нытья: «ах, почему и не родился на баррикадах». Он сознает сложность современной обстановки, сознает остроту классовой борьбы в стране, героику стройки:
И чем же в сущности не бой?
Строгаем, режем, роем.
Душою, сердцем и рукой
Назвавшись Тракторстроем.
В некоторых стихах действительность дана Решетовым упрощенно, наивно. Однако в ряде стихов он подымается до осознания противоречивости действительности, осознания больших трудностей и путей их преодоления, и это отличает его от лакировщиков.
Взять хотя бы излюбленное комсомольскими аудиториями решетовское стихотворение «Мистер Райт» (1930 г.). В стихотворении пан образ иностранного специалиста, работающего у нас, который «во славу хозяина трудится тут, мечтая повыситься в собственной славе». Рядом с ним работает рабочий - партиец, настоящий ударник. У рабочего нет папирос, «ему не хватило пайка», и Райт с издевкой поднес ему портсигар. Но рабочий отказывается от папиросы, которая в руках Райта демонстрирует «торжество толстых», взволнованно бросая:
Мы не только не докурили,
Мы научились и не досыпать.
Но эти трудности - трудности роста, ведущие
к преодолению их:
«Мы не докурили» становится фактом,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.