Вещи имеют свою историю, и многие из этих историй значительно интереснее самих вещей. В частности, история сознания картины «Отрыв» (вузовская молодежь), о существе которой читатель без особого труда может догадаться по напечатанным снимкам, во много раз интереснее самой картины. Во всяком случае, история ее пропьет свет на то, как иногда портят и опошляют действительно важные и серьезные для нашей общественности темы.
Начнем сначала с названия картины. Сначала она называлась «Сор», потом - «Отрыв», потом «Бархатная лапка». Теперь снова «Отрыв».
Как - то еще зимой на собрании вузовской молодежи был прочитан сценарий «Сор». В сценарии рассказывалось о вузовце, попавшем в лапы (тут же выяснялось, что лапы были бархатными нэпманши, о его кутежах, о растрате студенческих денег и пр. Ячейка решила вернуть его на путь истинный, и студенты расписались в получении денег. Вузовец был спасен. В архивах Совкино лежит протокол, где застенографированы выступления студентов, разъяснявших, что сценарий не похож на вузовскую действительность. Сценарий сначала переделывали, потом плюнули и стали ставить.
Прежде всего режиссер отправился в салон красоты на Петровку и заставил студента подвергнуться действию всех приборов, которые должны были сделать из него молодого похитителя сердец, так сказать, светского льва на комсомольский манер.
Режиссер терпеливо заснял будуар, съездил на минуту в общежитие показать разлагающегося (тоже!) поэта и страдания его жены, потом поспешно перевел действие в нэпманский дом.
Заведывающий кино I МГУ попросил Совкино дать ему картину на первый просмотр.
- Картину студенческая, дайте посмотреть студентам.
На него даже руками замахали - что вы! Ишь, чего захотел!
В то время, как уж давно отошли в область предания вузовские «Собачьи переулки» и «Афинские ночи», ворвавшиеся в литературу, наши кино - дел мастера собираются щегольнуть тем же сортом, тою же дешевкой (не думайте, что мы говорим о недорогой стоимости постановки!» на экране.
Дайте молодежь на экране, но не подавайте ее в оправе будуаров и фокстротов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.