В своем очерке Агнеса Смидли рассказывает политическую биографию Шан – Фей - пламенной профессиональной революционерки, посвятившей всю свою жизнь делу китайской революции. Автор очерка - Агнеса Смидли, американская журналистка и писательница, в настоящее время живет в Китае, работая корреспондентом газеты «Франкфуртер Цейтунг».
Это - история Шан - Фей, дочери богатого помещика из провинции Хунан, в Китае, ставшей коммунисткой и женой одного из вождей крестьянского движения. Шан - Фей в ранней юности ходила в школу, носила шелковые платья, имела самопишущее перо. Ее мать была женщина старомодная. Как у всех китаянок, у нее были с детства забинтованы ноги. "Безропотная, она подчинялась малейшему желанию мужа, который придерживался всех старых обычаев.
Но, когда ее сыновья выросли, они пошли в школу и вернулись оттуда с новыми прогрессивными идеями.
Пламенные речи сыновей и собственный тяжелый женский опыт заставили мать серьезно задуматься над судьбой дочери.
Слезами, интригами, хитростью ей удалось добиться согласия мужа дать дочери образование. Для нее наняли учителя, обучавшего ее китайской азбуке.
Тем не менее, маленькая Шан - Фей ходила со связанными ногами и, как требовал обычай, с детства была помолвлена с младшим сыном богатого соседа.
До одиннадцати лет Шан - Фей терпела тиранию отца. Вдруг отец скоропостижно умер. Не успели его похоронить, как Шан - Фей сорвала повязки, уродовавшие ее ноги.
Земля на могиле отца еще была влажна, а Шан - Фей уже поступила в школу.
Маленькие ножки были развязаны, но ведь до этого целых пять лет они были связаны. От этого большие пальцы успели омертветь и всю жизнь мешали ходить Шан - Фей.
Один из главных символов женского рабства исчез. Оставался еще другой - помолвка с сыном богатого соседа. Такие помолвки в Китае имеют силу законного брака, и родители, расторгающие их, преследуются законом, как совершившие тяжкое преступление.
Мать Шан - Фей заподозрили в том, что она всеми силами старается помешать этому браку, и, что еще хуже, говорили, будто она всячески помогает дочери в ее борьбе за женскую независимость. Затем разнеслись слухи о том, что Шан - Фей организовала забастовку учащихся против школьной администрации. Ей было около шестнадцати лет - самая пора для замужества.
<часть текста утрачена>
Шан - Фей была молода и неустрашима, она гордилась тем, что два раза избегла порабощения, и верила, что опять выйдет победительницей. Перед отъездом она сговорилась со своими школьными товарищами организовать побег, если она не вернется в Ухан к положенному сроку.
Едва была похоронена мать Шан - Фей, как вооруженные люди окружили дом и силой увели Шан - Фей в дом ее жениха. Там ее одели в свадебное платье, и дали ей возможность придти в себя перед предстоящей церемонией. Шан - Фей объявила голодовку и голодала в течение целой недели. Прекратила она ее только благодаря другой непокорной женщине, первой жене богача - соседа, подружившейся с Шан - Фей.
Благодаря ее влиянию девушке разрешено было двигаться по дому и двору.
Однажды из Ухана приехало трое учащихся - девушка и двое мужчин. Они остановились по соседству и с помощью подкупленной прислуги передали письмо Шан - Фей. Как - то поздно вечером Шан - Фей подошла к стене и быстро исчезла по другую сторону. В эту ночь она и ее друзья ускакали по направлению к Ухану.
Это было летом 1926 года. Южные армии начали осаду Ухана. Шан - Фей бросила ученье и стала членом союза коммунистической молодежи. На работе она познакомилась с одним из руководителей крестьянского движения и полюбила его. Нарушив ветхий закон, связывавший ее с сыном богатого помещика, она вышла замуж за человека, которого любила. Она стала жить так же, как и беднейшие крестьяне, одевалась, как они, ела то, что они, работала, как они. Даже во время беременности она отдавала всю свою энергию революции, и когда родился ребенок, посадила его себе на спину и продолжала работать.
В то время гоминдан еще не выродился в партию социал - предателей и компартия работала вместе с ним. Как наиболее активная женщина - революционерка, Шан - Фей была послана на родину в качестве главы женотдела гоминдана. Стала членом революционного трибунала, который судил врагов революции, конфисковал земли богатых
<часть текста утрачена>
Военные отряды напали на восставших. Крестьянское движение было разбито, тысячи революционных крестьян убиты, и Шан - Фей опять вернулась в Ухан. И снова ее послали в самую гущу борьбы. На этот раз она поехала как член гоминдана в город, где господствовали милитаристы. За городскими стенами стояли крестьянские отряды. В городе Шан - Фей официально действовала как глава женотдела гоминдана, а потихоньку вела пропаганду среди солдат и рабочих. Начальник юридического отдела влюбился в нее. Он был богатый человек, сторонник военной партии. Шан - Фей благосклонно слушала его объяснения в любви, но не забыла расспросить его, каковы планы уничтожения крестьянских отрядов. Он подробно их ей изложил, а она сообщила об этом восставшим крестьянам. Одним из руководителей крестьянского движения был ее муж. Наконец крестьянские отряды атаковали город. Шан - Фей так смело и открыто вела пропаганду среди гоминдановских войск, что ее арестовали, посадили в тюрьму и приготовили к смертной казни. Она послала за своим влиятельным обожателем. Он поверил ее показаниям, отпустил на свободу и помог выбраться из города. Между тем, крестьянская армия потерпела поражение. Среди оставшихся в живых оказался муж Шан - Фей, которому удалось разыскать ее в Ухане.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.