«Дух божий не знает никаких инструкций», - торжественно провозглашает патер Антуан. Т.-е. кое-какие «инструкции» имеются - »не укради», например, «не убий» - и имеются они в священном писании, в библии и евангелии. Но это - для паствы, для «широких масс». А для смиренных служителей церкви, устами которых глаголет бог, существует одна лишь инструкция: всемирное участие в борьбе капитализма против рабочего класса и против СССР. Разумеется (это так очевидно, что и говорить об этом много не приходится), и о своем собственном кармане рабы божий при этом не забывают.
И вот - идет избрание папы. Священный конклав, собрание кардиналов, превращается в базар: бесконечные пререкания, подкупы, ругань. Но после того как папа избран, после того как на престол наместника Христа восседает наиболее энергичный и ловкий кардинал, картина меняется. Все сплачиваются вокруг нового главы воинствующей церкви, на глазах у изумленной публики папский трон преображается и становится грозным танком, и по зрительному залу, выбирая объекты для нападения, пробегает ослепительно яркий луч прожектора...
Так кончается спектакль «Миллион Антониев», поставленный студией Малого театра.
Этот спектакль - одновременно и забавный фарс и едкий памфлет. Театр ограничил себя сравнительно узкой задачей. Один из отрядов готовящейся против нас интервенции- - католическая церковь, - и театр показывает нам некоторые черточки из, так сказать, «интимной жизни» князей церкви. Вот они, идеологи капиталистического мира, любуйтесь!
Перед зрителем ставится со всей парадоксальной резкостью, свойственной сатире, вопрос: в праве ли бандит Джим Байуотерс, убивший двенадцать человек и одного патера, претендовать на папский престол? И оказывается, что - в праве. Прошлое Байуотерса, уголовного преступника, сбежавшего от электрического стула, несколько необычно для лица, претендующего на столь высокий пост, но зато по своим моральным качествам он ничуть не уступает другим. А сорок миллионов долларов, которыми он обладает, это, знаете, тоже не пустяк.
«Карьера» Байуотерса, развертывающаяся на театральных подмостках, явно неправдоподобна. К Джиму Байуотерсу, заключенному в камеру смертников, приходит патер и приносит в дар от общества спасения погибающих душ икону св. Антония. Джим глушит этой иконой священника по голове, меняется с ним одеждой и в качестве патера Антуана из Мексики выходит из тюрьмы. Затем Байуотерс становится капелланом общества спасения погибающих душ, устраивает при помощи своей любовницы, проститутки Мэг, чудеса и мимоходом приводит дам - патронесс общества в восхищение своими мускулами. Дальше-больше. На деньги влюбившейся в здоровенного патера мисс Старботль, председательницы общества, Байуотерс устраивает грандиозную фабрику икон (миллион Антониев в день) и обнаруживает недюжинные коммерческие таланты. И, наконец, покупка кардинальского места и избрание в папы. В последнюю минуту священный конклав узнает, что избранный им только что папа - убийца и бандит, но тем не менее увенчивает его папской тиарой: согласно постановлению соответствующих соборов, папа непогрешим, а кроме того, нельзя устраивать скандала, когда впереди более важные дела - интервенция против Советского союза.
Карьера, как видите, неправдоподобная!... Но совершенно правдоподобен - и в этом оправдание спектакля - вывод, к которому приходят и кардиналы и публика: уголовный преступник - вполне подходящий для святой равноапостольной римско - католической церкви папа. Если сравнить его с кардиналом Монрозским, ставленником нефтяной. синдиката, или с кардиналом - епископом Ахчелли, то он окажется более энергичным, более умным (еще бы, профессия требует, а то сразу в лапы полиции попадешься!) и более «передовым».
... Направление удара обозначено театром достаточно отчетливо. Но тем не менее оказались недовольные. В ряде рецензий, появившихся на страницах нашей печати, был повторен один и тот же упрек: «Миллион Антониев» не антирелигиозный, а лишь антиклерикальный (антицерковный, антипоповский) спектакль. Как будто можно механически отрывать и противопоставлять друг другу пропаганду антирелигиозную и пропаганду антиклерикальную?! Несомненно, разоблачение религии в самых глубинных ее основах - одна из важнейших задач пролетарского искусства. Несомненно также, что борьба с религией неразрывно связана с, борьбой против капиталистического строя, идеологическим выражением и идеологическим оружием которого является религия. Студия Малого театра правильно поняла эту связь, хотя борется она только (?) против церкви, этой верной служанки эксплуататоров и интервентов. Борьба эта проводится ею талантливо и темпераментно, удары, наносимые ею, весьма ощутимы, и необходимо резко одернуть тех, кто пытается под всяческими благовидными предлогами ослабить силу этих ударов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.