Борец за народное счастье

Л Ленобль| опубликовано в номере №303, март 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

28 марта исполняется 70 лет со дня рождения великого писателя Алексея Максимовича Горького, бесстрашного бойца за счастье нашей родины, за светлое будущее человечества. Вся жизнь, все творчество Горького от первой до последней строки были яростной битвой с врагами трудового народа. И враг ненавидел Горького лютой ненавистью.

Личный друг Ленина, ближайший друг и помощник Сталина, Горький все свои силы отдавал служению революции. «До последнего вздоха Горький жил одними чувствами и мыслями с теми, кто с таким энтузиазмом строит теперь новое социалистическое общество под руководством партии Ленина - Сталина. Его глаза до конца дней жизни сверкали огнями борьбы и непримиримости к врагам трудящихся, к фашистам и ко всем другим угнетателям, к душителям культуры и поджигателям войны. Каждому успеху трудящихся в нашей стране, успехам стахановцев, новым формам движения среди женщин, росту урожая и производительности труда, разоблачению вылазок и подвохов со стороны врага и укреплению обороны страны, и особенно культурному росту масс, росту литературы и искусства, он радовался как пламенный юноша и мак мудрый отец» (Молотов).

Этого человека убили. Его убили Троцкий, Бухарин, Рыков, Ягода и прочие мерзавцы из «право - троцкистского блока».

В течение долгого времени с помощью лжи и клеветы враги пытались оторвать Горького от Сталина. Но Горький остался верен Сталину и его делу. И тогда враги убили Горького.

Они убили его потому, что влияние Горького было огромно, и каждое его слово гремело на весь мир о величии дела Ленина - Сталина. Они убили его потому, что он со всей глубиной и остротой понимал подлинную суть врагов партии - врагов народа, что он знал настоящую цену того, кто стал его убийцей, по чьему приказу было впоследствии совершено это гнуснейшее в истории преступление, цену проходимца и авантюриста, врага народа Троцкого.

Но, убив Горького, фашистские бандиты не в силах были убить дело, которому он служил. Не в их власти было убить его книги. И каждое слово этих огненных книг звучит приговором подлым убийцам, приговором проклятому миру, который они тщетно старались воскресить, пытаясь залить кровью и грязью своих мерзких преступлений лицо нашей любимой родины.

Горький - один из величайших оптимистов, каких только знает история человечества. Трудно найти другого такого писателя во всей мировой литературе, творчество которого было бы пронизано такой всепобеждающей жизнерадостностью, как у Максима Горького. И это не случайно. Горьковский оптимизм - это оптимизм глубокого понимания действительности художникам, который действует в эпоху пролетарской революции. Это оптимизм пролетарского революционера, который уверен в своем классе и которого никакие затруднения, никакие неудачи смутить не могут, потому что он ясно видит их временный, преходящий характер.

В пьесе Горького «Враги», которая прочно вошла в репертуар советского театра, в финале, героиня пьесы говорит об окруженных жандармами, арестованных рабочих: «Эти люди победят!» Этим пророческим словам великого писателя горячо аплодируют победители - советские люди, которые навсегда разделались со всевозможными Скроботовыми и Бардиными, Бобоедовыми и Хвачами. Но не все, вероятно, помнят, в каких условиях Горький бросил в лицо прежним «хозяевам» России свое мужественное пророчество. Это было в 1906 году, когда уже обозначилось поражение первой русской революции, и началась кровавая расправа царизма с рабочим классом и крестьянством.

В самые тяжелые времена, в самую глухую пору реакции, когда приходилось отступать, и легко можно было поддаться настроениям уныния и отчаяния, голос Горького звучал бодростью и уверенностью в конечной победе дела революции:

«Как искры в туче дыма черной,

Средь этой жизни мы одни...

Но мы в ней - будущего зерна,

Мы в ней - грядущего огни».

Горьковский оптимизм глубокого понимания действительности, проникновенного видения перспектив ее развития, является одновременно оптимизмом борца, для которого борьба - родная стихия. Во всех своих произведениях Горький неутомимо прославлял тех, кто, подобно Буревестнику, жаждет бури и, подобно Соколу, рвется в небо.

В образах Буревестника и Сокола Горький воплотил самое дорогое, что есть для него в человеке: бесстрашие, готовность грудью встретить любую опасность, отвращение к «спокойной», довольствующейся малым жизни, к бескрылому, обывательскому прозябанию.

«Пусть сильнее грянет буря!» - призывает Буревестник - Горький.

«О, если б в небо хоть раз подняться!...» - мечтает умирающий Сокол. - «Врага прижал бы я к ранам груди, и... захлебнулся б моей он кровью... О, счастье битвы!»

Это счастье битвы - но уже не в символических, а в реалистических образах - Горький воспроизвел, изобразив машиниста Нила (в пьесе «Мещане»), Павла Власова и его замечательную мать (в романе «Мать»). Как известно, чрезвычайно высокую оценку горьковской «Матери» дал В. И. Ленин, признав ее нужной и «очень своевременной книгой».

Людей смелых, сильных, веселых, не сгибающихся безропотно под ударами судьбы, умеющих работать и умеющих бороться, Горький всегда выставлял как пример, как образец для Подражания. Только таких людей он и считал настоящими людьми...

Горький прожил кошмарное детство и трудную юность. Вряд ли кто из писателей прошлого так изучил «свинцовые мерзости» собственнического общества, как он. Выходец из самых низов народа, он на собственной спине испытал все «прелести» буржуазно - помещичьего режима. Он видел столько отталкивающего, мучительного, грязного и пошлого в жизни, что любой другой на его месте давно бы во всем разочаровался.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены