Капиталистический мир лихорадочно готовится к грядущим военным столкновениям. Если об этом с достаточной убедительностью говорит рост военных бюджетов, то особенные старания по увеличению технических средств борьбы и замены ими человека - бойца обнаруживают тенденции этой подготовки.
По вопросу о будущей войне, прежде всего, приходится - обращаться к представителям европейской военщины. Кто, как ни эти «мастера своего дела», заботится о неугасимом огне перед алтарем войны.
Фуллер в Англии, стране с мощной механической промышленностью, пропагандирует новые формы войны; тысячи, десятки тысяч танков, могущих сломать любое сопротивление своими пушками, пулеметами и аппаратами для выпуска газов, займут страну, которая осмелится сопротивляться интересам британских капиталистов.
Генерал Дуз в Италии - в бедной стране со слабой металлической промышленностью и развившейся во время мировой войны авиационной - пропагандирует создание особой воздушной армии (самолет - самое дешевое оружие), совершенно независимой от остальных вооруженных сил, задачей которой ставится не борьба с воздушными силами противника, а исключительно налеты и терроризирование его тылов.
Франция, сильно увеличившая за время войны и после нее (за счет Германии) свою металлургическую промышленность, строит свою тактику и систему войны на чудовищном развитии артиллерии, на забрасывании противника градом снарядов, медленном выжигании фронта противника.
Придавленная контролем союзников Германия рассчитывает добиться победы гибкостью маневрирования своих войск, умелым сочетанием употребления разрешенных ей в мирное время боевых средств и тех, которые она построит уже во время войны.
Эти специфические черты тактики, определяющиеся состоянием и уровнем техники этих стран, при всем различии имеют общее стремление избавиться от массовых многочисленных армий «вооруженного народа», от вооружения масс пролетариата. Капиталисты хотят воевать огромным количеством машин, обслуживаемых небольшой - «надежной» армией, которой буржуазия сможет доверить защиту своих интересов.
Картины будущей войны по фантазии представителей разных империалистических групп кажутся поистине чудовищными. Дуз рисует картины систематического уничтожения (разрывными и отравляющими бомбами) всех крупных жизненных центров противника. Он даже делает расчеты численности проектируемой им воздушной армии и расписывает с подробностями, как это все получается дешево и просто.
О Фуллере, помешавшемся на танках, у нас много писалось. Сказанное выше полностью охватывает его идеи. Французы хотят расположить немногочисленную пехоту впереди (охрана орудий!), позади десятки тысяч пушек всех калибров, которые дочиста истребляют все живое впереди; тогда пехота продвигается до предела дальности артиллерийского огня и удерживает позиции до тех пор, пока артиллерия не передвинется и не сможет перенести свой огонь вперед.
Сочетание всех трех способов, по видимости, должно было дать комбинацию совершенно ужасную - это было бы поголовным истреблением всего живого в пограничной полосе шириной в 200 - 300 верст, в том числе и организаций, снабжающих армию, да и самой армии тоже.
Однако, все эти построения (кстати сказать, качественно и технически вполне осуществимые) являются чистейшей фантазией уже потому, что ни одна страна мира не способна произвести то огромное количество военных материалов, которых потребуют такие приемы и способы ведения войны.
Если даже предположить, что эти планы количественно осуществимы, то и в таком положении не трудно обнаружить ряд противоречий.
Например, война одними танками.
Танк может взять почти любую позицию, особенно если танков много, а артиллерия защиты не особенно сильна или плохо подготовлена к противотанковой борьбе, но никакое количество танков не может удержать захваченную позицию от ночной контр - атаки хорошо обученной и организованной пехоты.
Во время гражданской войны на юге было много случаев (особенно на подступах к Крыму), когда не только пехота, но даже конница, отойдя днем перед наступавшими танками, ночью возвращалась и атаковала танки ручными гранатами, расстреливала прислугу их из винтовок через бойницы и либо захватывала танки в плен, либо уничтожала их.
При соперничестве вооружений силы сторон не будут очень резко отличаться, и технические средства борьбы, накопленные в мирное время, будут влиять на ход военных действий только первые месяцы.
Самолеты, танки, тяжелая и тяжелейшая артиллерия очень быстро изнашиваются, требуют капитального ремонта или выходят вовсе из строя.
Война примет более примитивные формы до того времени, когда мобилизованная промышленность станет подавать технические средства борьбы в достаточном количестве.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.