Нужно быть очень внимательным к поведению самолета. Как только машина подойдет к земле на метр - полметра, надо плавным движением ручки на себя «выровнять» ее, т.е. заставить нестись параллельно земле, и как только она потеряет скорость и начнет проваливаться - еще раз потянуть ручку на себя, тогда машина приземлится на «три точки», т.е. на 2 колеса и на костыль одновременно. Весь удар поглотится пневматикой колес и специальными амортизаторами. Дальше самолет пробежит по инерции и остановится. Пилоту нужно только проследить за тем, чтобы пробег был прямой, а иначе можно сорвать покрышку и поломать шасси.
Подошло следующее упражнение, и я «повез» инструктора в «зону»: водить самолет по прямой я научился отлично. «Зона» - это место в стороне от аэродрома. Там проделываются все фигуры высшего пилотажа на высоте не ниже 700 метров.
В «зоне» инструктор показал, как надо выполнять «штопор», а потом я начал «штопорить».
Убираю газ, задираю машину и одновременно резко беру ручку на себя и сую правую ногу.
- Хоп - па! - вырвалось из груди.
Самолет встал дыбом, перевернулся на «лопатки» я, ввинчиваясь в сереющую глубь, пошел вниз. Горизонт замелькал над центропланом. Чтоб видеть его, пришлось задрать голову. Домики и река проносились с различной скоростью. Казалось, что не самолет вращается, а земля. Вращение то нарастало, то затухало. Сунул ногу - и самолет выскочил из «штопора».
Свист стяжек врезался в уши, и меня прижало к сиденью. Я включил мотор и повел самолет «по горизонту». Сделал еще несколько «штопоров» и пошел домой.
Вылезаю из кабины, подхожу к инструктору, как полагается, и подставляю ухо, чтобы лучше слышать сквозь стрекот мотора.
Инструктор молча записывает в дневник. Мотор работает. Винт поблескивает в сплошном круге своими металлическими оковками. Глушители выкидывают хлопьями отработанную смесь с зеленоватым дымом.
Инструктор говорит о многих ошибках, но признает, что «штопорил» все же ничего» - и это высшая похвала. Значит, скоро полечу самостоятельно.
И вот подошел 93 - й полет. Очередь моя. Инструктор вылез из кабины, отошел в сторону и начал перелистывать дневник.
- Стронг! Вы летите...
И трепет и радость переполнили» меня.
«А вдруг не посажу? - думаю, - Но нет! Сажал ведь с инструктором! Пилотировать умею».
- Взлет, набор высоты 150 метров. Разворот. Полет по кругу на высоте 300 метров. Планирование и посадка к «Т». Делайте все так, как со мной, - дает задание инструктор.
- Есть!... - Повторяю задание и бегу к самолету.
Плечевые ремни плотно прижали к сиденью. При полете по кругу, конечно, не выпадешь, но привязываться обязательно (на всякий случай).
Как хорошо отделана кабина! Педали не близко и не далеко. Ручка такая элегантная, приятно щекочет ладонь своим резиновым наконечником.
- Контакт!
Левой рукой включаю лапку магнето, а правой вращаю «пускач». Мотор выплюнул клубы дыма и затикал как часы.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Музей новой западной живописи