Стартер стоит впереди с двумя флажками. Я вырулил и поднял правую руку. Стартер поднял белый флаг, что означает «взлетайте». Почти механически я взглянул вперед, нет ли препятствия, отпустил ручку от себя сантиметров на 10, левой рукой плавно сдвинул вперед сектор опережения. Мотор заработал быстрее, точно кем - то подгоняемый (так действует опережение зажигания). Затем еще плавнее сдвинул рычаг сектора газа. Мотор заревел, и счетчик оборотов показал 1600. Машина тронулась с места и покатилась. Ноги с одинаковой силой надавливали на педали, не позволяя самолету отклониться в сторону (если отклонится больше чем на 15 градусов, придется заруливать и снова взлетать). Правая рука почти автоматически отклонила ручку вперед, сантиметров на 50 от живота. Хвост поднялся, и самолет побежал на двух колесах. Вот заколебалась стрелочка указателя скорости, стала подходить к цифре 90 к/ч. и колеса последний раз коснулись земли.
Почти в то же мгновение я очутился на высоте 50 метров. И здесь я почувствовал, что действительно сам лечу. Высота 150 метров... Я разворачиваюсь.
Уже привычно отклоняю ручку вправо с некоторым наклоном вперед и одновременно нажимаю на педали правой ногой, а левую освобождаю. Машина разворачивается с креном градусов в 30. Я не чувствую никакого задувания.
«Значит правильный разворот!» - решаю про себя. Обратным движением ручки и педалей ставлю самолет на прямую. Посмотрел на аэродром, который оказался далеко за правым бортом, глянул на Москву, но не увидел ничего знакомого сквозь дымку. Подумал, что и меня никто не видит, хотя я в первый раз лечу, и запел от удовольствия.
Но вот подошло время разворачиваться, чтобы зайти на посадку. Убираю рычаг газа «на себя». Мотор стих. Машина опустила нос, и линия горизонта спроектировалась на полметра, примерно, выше капота. В голове стучит: «Посадишь, или не посадишь?..» А винт насвистывает: «Смотри, садись, держись на «хорошо!...»
Вдруг заблестела трава. Время выравнивать... Плавно тяну ручку на себя. Земля понеслась под самолетом. Стяжки совсем стихли, давление на «ручку» пропало.
Капот как - то быстро задрался, и колеса загудели в пустотелых крыльях как в бочонке. Я почувствовал, как костыль царапает землю... Зарулил на старт и доложил инструктору.
Упорная тренировка в течение 6 месяцев дала результаты: все фигуры выполнены самостоятельно, и я - летчик.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.