Рассказ выпускника летной школы.
Отличному легкоатлету, пловцу, прыгуну, теннисисту - мне даже обидно стало, когда я получил направление в медицинскую комиссию, но пришлось идти - хочу летать.
В амбулатории приказали раздеться догола и вручили огромную анкету. Заголовок: «Санкарта летчика, летнаба, воздухоплавателя».
Седенький врач, с женским лицом, пытливо смотрит на меня, спрашивает о болезнях, потом щупает мышцы, оттягивает кожу, взвешивает, измеряет, спирометром определяет объем легких и все записывает.
- Смотрите все время на мой палец, - говорит врач.
Смотрю: палец как палец, чистенький и тонкий. Палец вдруг пошел в сторону, потом вверх, вниз, опять в сторону, а я должен на «его смотреть, не упуская из виду.
Глаза у меня забегали: я ловлю палец, а врач, оказывается, ловит меня на «узкозрячести» и косоглазии.
- Идите в кабинет к ушнику, - сказал, наконец, врач и вручил мне анкету. Выхожу и читаю: «Скрытое косоглазие - 3 градуса».
Забраковали. Гусиными лапками вдруг покрылась кожа. Косой, вот те на! А я и не знал...
- Следующий, - раздается из ушного кабинета, а я стою и не двигаюсь: «Стоит ли идти, когда косой?..»
- Чего не идешь - то? - толкают ребята.
- Чудак! Вот если бы один глаз смотрел на нас, а другой на Кавказ... До 3 градусов скрытое косоглазие у большинства людей. Это летному делу не вредит.
Ушник проверил нос, глотку и уши, потом посадил на вращающийся стул вроде рояльного и начал крутить. Глаза заставил закрыть и голов) пригнул к животу.
- Встать, - командует вдруг, - и руку вверх!...
Я приподнимаюсь... И вдруг как шарахнет в сторону. Чуть стенку лбом не прошиб, но все - таки на ногах устоял. Это были испытания на выносливость при штопоре...
И вот я в синем комбинезоне.
Трамвай. Ржевский вокзал и остановка «Тушино». На аэродроме встречает летчик и провожает к самолетам.
Вот они, желанные! Совсем не такие, как в авиоуголках и классах. Крылья и хвосты сияют лаком. Тросы и стальные ленты, скрепляющие фюзеляж и крылья между собой, покрыты слегка желтоватой мазью, «тавотом», чтобы не ржавели.
По всему видно, что самолеты недавно с завода.
Инструктор сел в кабинку и привязал себя. Четыре конца широкой и очень крепкой тесьмы обхватили тело как лямки. Два конца обняли плечи, а два - тазовые кости и соединились на животе в замке. Это для того, чтобы не выпасть из самолета при некоторых фигурах высшего пилотажа.
- Готов. Запустим, - говорит инструктор.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.