Музей новой западной живописи
В 1887 г. на берегу Женевского озера умер в изгнании художник - реалист, коммунар и безбожник Гюстав Курбэ.
Курбэ писал скромную природу своей родины, крестьян за работой и женщин, чьи мощные тела не умещались в канонах классической красоты.
Как - то Салон посетила французская императрица, супруга «маленького» Наполеона III... Выслушав почтительнейшее объяснение, что першероны - это рабочие лошади, ее величество ткнула тростью в гигантскую спину «Купальщицы» Курбэ: «А это что? Тоже першеронка?» «Купальщицу» убрали.
О Курбэ пели в одном из парижских театров: «Я вырываю красоту как сорную траву».
Автор куплетов был до известной степени прав. Каждой своей картиной Курбэ наносил непоправимый удар условной красоте, принятой в официальном Салоне. Красноносые могильщики на прогремевшей картине Курбэ «Похороны» приводили в ужас любителей «прекрасного» из среды аристократии. Это была победа реализма.
Тогда же, на выставке, среди стонов и криков негодования раздался спокойный голос молодого художника: «Прекрасно. Картина эта лучше всего до нее написанного. Но, между нами, это еще не совсем то. Она слишком черна».
Художника звали Эдуард Манэ. В то время ему было 20 лет.
Курбэ умер забытый. Парижане не вспомнили о нем. Они освистывали других. Новую школу в насмешку назвали «импрессионистами» - «впечатленцами», если переводить дословно. Главой импрессионистов считался Манэ.
Франция второй половины XIX в., Франция Наполеона III - страна крепнущего капитализма. Выразителем настроений молодой буржуазии в живописи был воинствующий реализм художников Курбэ, Коро и Милле. Течение это, утверждавшее современный мир со всей дерзостью молодости, шло на смену дряхлеющему феодальному искусству, предметом которого были древние герои и боги, причесанные в «салонном» вкусе.
Импрессионисты - второе поколение художников буржуазной Франции. Импрессионизмом в искусстве мы называем течение, пытающееся передать окружающее не в его установившихся, законченных формах, а в легких колебаниях и мгновенных зыбких изменениях. Французские художники - импрессионисты, мечтавшие изобразить природу во всем ее живом трепете, пытались продолжить и углубить дело их учителей - реалистов. Это не удалось.
Импрессионистам помешали причины, лежащие в самой основе буржуазной культуры, сама природа импрессионизма.
Постоянные спутники растущей буржуазной культуры - духовная разобщенность лучших ее представителей, резко выраженный индивидуализм, субъективизм.
Дети своего времени и класса, импрессионисты были крайними индивидуалистами. Погоня за мельчайшими изменениями природы постепенно выродилась в погоню за субективнейшими впечатлениями. Впечатления действительности заслонили действительность. Обективный мир в произведениях импрессионистов растворился, расплылся.
Импрессионизм - кульминационный пункт буржуазного искусства, гребень, на котором волна переламывается и падает вниз, увлекаемая собственной тяжестью. Это вершина и в то же время начало падения.
Надо помнить, что элементы упадка в раннем импрессионизме мало заметны. Это крошечная червоточина, постепенно лишь вырастающая в черную пустоту, зияющее «ничто», куда рушатся «дадаизм», «пуризм» и прочие откровенно упадочнические течения буржуазного искусства XX в.
На заре своего движения импрессионизм полон сил и жизнерадостен. Об этом свидетельствуют свежесть красок и дрожание солнечных пятен. Главнейшими представителями этой «золотой поры» импрессионизма мы считаем Манэ, Ренуара и Дега.
В сущности Манэ примкнул к импрессионистам позже, когда школа уже сложилась и некоторые пункты программы были выработаны.
Сейчас, рассматривая в Музее новой западной живописи репродукцию знаменитой картины Манэ «Завтрак на траве», трудно понять, что ужасного и предосудительного находили в группе одетых мужчин и нагой женщины, в этом живописном сочетании белого пятна с темными, разрешенном с почти классическим спокойствием.
Манэ длительно изучал старых мастеров, и следы этого изучения чувствуются в его художественной манере. Он прибегал нередко к черной краске, отвергаемой другими импрессионистами.
Подлинным представителем импрессионизма был Клод Монэ.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ выпускника летной школы.