Сильный характер

М Катуков| опубликовано в номере №444, ноябрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция «Смены» просила меня написать, в чём, по моему мнению, должно заключаться военное воспитание молодёжи.

Это очень важный и большой вопрос.

Подобно многим командирам, я не раз был свидетелем героического поведения наших молодых людей на войне и часто задумывался над тем, как складываются такие сильные характеры и что способствует их развитию. Каким образом можно достигнуть того, чтобы вся наша молодёжь была столь же беззаветно храброй и дисциплинированной?

Мне кажется, что военное воспитание молодого человека никак не отделимо от общего воспитания человеческого характера. Нашего воина-победителя отличают не только физическая закалка и выносливость, но и высокие моральные качества.

Рисуя образ доблестного защитника родины, Александр Васильевич Суворов подчёркивал такие его свойства, как прямодушие, смелость «без запальчивости», уменье подчиняться «без униженности».

Все эти черты должны развиваться в человеке с самого раннего детства.

С малых лет у ребёнка надо воспитывать сознательное отношение к дурному и хорошему. При этом самое правильное, на мой взгляд, - воспитывать ребёнка живым примером. Дети наблюдательны и восприимчивы. Самыми строгими наказаниями не отучит ребёнка лгать и грубить тот, кто сам груб и лжив. Люди, желающие вырастить своих детей смелыми, честными, трудолюбивыми, сами должны быть честны, смелы и трудолюбивы. Это относится не только к родителям, но и к старшим братьям и сестрам.

Любовь к родине - эту движущую силу нашего героизма - тоже можно и должно воспитывать с детства. Народные сказки и рассказы о прошлом возбуждают у ребёнка интерес и любовь к родной истории. Позднее этот интерес углубят школа и книги. Понимание прошлого способствует пониманию настоящего. Надо всегда заботиться о том, чтобы дети знали славные предания своего города или края, чтобы гордились своим краем и героями, его прославившими.

Культ людей, любивших и храбро защищавших свою землю, - великое дело. Помню, мы с товарищами ещё в очень раннем возрасте зачитывались рассказами о Дмитрии Донском, Минина и Пожарском, Суворове. Не берусь судить, как были написаны эти книги, но мы читали их с захватывающим интересом. Мы читали о сражениях с врагами, покушающимися на наш край, жаждали быть похожими на наших любимых героев.

Это естественное стремление подражать высоким образцам нужно умело развивать у нашего юношества. Надо всячески поддерживать любовь к героям прошлого и настоящего, героям родного города. Чем ближе и понятнее герой, тем увлекательнее пример его жизни.

Но одного желания стать героем недостаточно. Надо уметь им стать. Я встречал немало смелых людей, которые не могли проявить свою храбрость из-за физической изнеженности и малых военных знаний. Надо, чтобы человек с детства понял: только сильный телом и волей способен действительно показать чудеса отваги. Многое зависит от самого себя: тренируя свою волю и тело, можно добиться удивительных результатов.

Если юноша с детства решил стать похожим на тех, кем гордится родина, он не будет страшиться трудностей. Его не испугают долгие переходы в любую погоду с тяжёлой кладью за плечами, опасные горные перевалы, сложные физические упражнения. «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет», - говорил Суворов. Это относится не только к бою, но и к мирному времени. Чем суровее и требовательнее к себе будет юноша в годы учения, тем легче придётся ему в военной обстановке. Любой вид спорта чрезвычайно полезен. Спорт развивает не только мускулы, он дисциплинирует человека, а дисциплина, как известно, - мать победы.

В городе Краснодаре есть школа, в которой учился Герой Советского Союза Геня Игнатов. Ученики этой школы хорошо знакомы с биографией Гени и во всём стараются подражать ему. Учась в школе, Геня Игнатов интересовался техникой и увлекался спортом, и вот любовь к спорту и технике стала прекрасной традицией школы. Спортивные команды этой школы берут первенство на состязаниях, прекрасно налажена работа технических кружков.

Школе должны помогать книги и кино. Кино, как известно, обладает колоссальной силой воздействия. Ничто не может быть так полезно для военной пропаганды, как хороший, умный фильм, и нет ничего вреднее слащавой кинокартины, дающей неправильное представление о войне. Война на экране должна быть показана во всей её реальной суровости и жестокости. Вид опасности никогда не устрашал и не устрашит мужественное сердце. Но, видя все трудности, с которыми, возможно, придётся встретиться, человек будет готовиться к ним с той напряжённостью, которая необходима, чтобы одержать победу. Только представив себе воочию, что такое современная война, молодой человек осознает, насколько важно овладение военной наукой, техническими знаниями. «Современная война - война моторов», - говорит товарищ Сталин. С юности наши молодые люди должны изучать машины и понемногу овладевать профессиями шофёра, механика-водителя, радиста. Здесь важно не столько заинтересовать - почти каждый мальчик увлекается техникой, - сколько правильно учесть способности каждого: ловкость, подвижность, точность глаза.

Всё, о чём я говорил, относится главным образом к юношам. Мне хотелось бы сказать здесь несколько слов и о другой части нашей молодёжи. Все мы знаем, как прекрасно показали себя наши девушки на войне. Всем памятны имена Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Наташи Ковшовой, Марии Поливановой и многих, многих других. Разумеется, нашим девушкам не следует пренебрегать ни спортом, ни военными науками. Но мне хотелось бы, чтобы наряду с этим девушка не забывала о том, что она будущая жена и мать, воспитательница детей. Задачи и цели, стоящие перед ней, ничуть не менее ответственны, чем задачи и цели мужчины. Наша женщина отлично справляется с мужскими делами, но хотелось бы, чтобы при этом она не утрачивала чисто женских свойств. Сила и мужественность души в сочетании с женственной мягкостью и добротой - вот к чему, мне кажется, должна стремиться советская женщина. Только тогда она сможет воспитать детей, достойных нашей великой родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены