Имя чешского писателя Ярослава Гашека хорошо известно советскому читателю. «Похождения бравого солдата Швейка» выдержали у нас много изданий. И, пожалуй, никогда не был так популярен у нашего читателя талантливый саботажник и ненавистник немецкого засилия чешский патриот Швейк, как в годы войны с Германией.
Пламенный патриот, любимец всей Праги, неутомимый шутник и мистификатор, Ярослав Гашек был во многом похож на своего литературного героя. О проделках Гашека рассказывали много забавных историй, всегда, впрочем, имевших под собою некоторую почву. Несколько таких рассказов мы приводим ниже.
Дело было во время анти-германских беспорядков в Праге. Чехи ловили немецких полицейских и задавали им хорошую трёпку. На Виноградах (район Прага) толпа патриотов окружила шуцмана. Каждый норовит «дать ему раза». Шуцман ворочается, пыхтит и отбивается дубинкой.
- Пустите меня, расступитесь, граждане! - вдруг раздаётся голос, и сквозь толпу энергично продирается невысокий, круглолицый, румяный человек.
Это Гашек.
- Стыдитесь! - восклицает он, добравшись до пленника. - Вы славяне. Вы чехи. Сколько тут вас да одного! Фуй!...
Толпа невольно отступает. Удивлённый шуцман подвигается поближе к неожиданному покровителю.
- ...точно для этого мало одного человека! - Спокойно продолжает Гашек - и угощает шуцмана двумя увесистыми оплеухами.
Когда беспорядки были подавлены, какой-то шпик вспомнил об этом инциденте и доложил начальству, что Гашек влепил оплеуху полицейскому. Гашека притянули к суду. Судья был чех, знал Гашека лично и хотел помочь ему выпутаться. Но так как в суде они были не одни, судья спросил суровым, официальным тоном (с расчётом на то, что Гашек поймёт его намёк и свалит дело на нетрезвое состояние):
- Слушайте, господин Гашек, отдавали вы себе отчёт в том, что это был полицейский?
- Ещё бы не отдавал! - невозмутимо ответствовал Гашек. - За то и влепил ему как следует...
В протокол, впрочем, записали, что обвиняемый находился в состоянии полного опьянения. Гашек отделался штрафом.
Во время первой мировой войны по Праге разнёсся слух, что русские войска упорно наступают.
Одни говорили, что русские в Словакии, другие, - что на северо-востоке Моравы, третьи, - что они уже в Находе.
Придя в кафе, где он был завсегдатаем, Гашек вдруг начал разговаривать по-русски.
- Вы знаете русский язык, Гашек? - спросил кто-то.
- Русский язык? - удивлённо говорит Гашек. - Разве это по-русски? Вчера я был в Находе, там только так и говорят.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.