Гор. Борисоглебск, Воронежской области
В № 1 журнала «Смена» я прочел письмо Петра Балмашова к своему другу Сергею. В данном случае мне очень хотелось бы быть на месте Сергея. И вот, если бы я получил от Балмашова такое письмо, я ответил бы ему по - дружески так:
«Здорово, Петя!
Начало твоего письма заставило меня погрузиться в воспоминания: я ясно представил себе тот момент, когда мы, еще детьми, стояли на берегу Москвы - реки. От брошенного тобой камня по воде пошли круги. Я насчитал семь кругов... А у меня больше пяти не выходило.
Для меня это было большим ударом, потому что до этого я всегда брал верх в этих состязаниях.
Я рассердился прежде всего на самого себя, потому что я, наловчившись швырять камешки, успокоился на достигнутом и не думал о том, что кто - то может меня перекрыть. Я успокоился, и тем хуже было для меня: ты показал мне нос.
Теперь, прочитав твое письмо, я прямо удивился.
Ты пишешь мне, что за три года обучил десяток токарей, что твои ученики достигли больших успехов в производстве, перекрыв старые нормы.
Все это хорошо, Петя, хорошо! Но плохо то, что ты большой зазнайка: ты не допускаешь того, чтобы соревноваться со своим учеником. Тебе казалось, что он, Гришка, никогда не сделает больше тебя. А когда Гришка перекрыл твои показатели, тебе стало обидно, что он выступил, не посоветовавшись с тобой. Ты счел ниже своего достоинства вступить с ним в соревнование, начатое, как ты выражаешься, «столь коварным образом». А что ты нашел в этом коварного?
Разве Гришка виноват, что он раньше тебя понял смысл стахановского движения, что он не захотел топтаться на одном месте и с каждым днем все лучше и лучше осваивал станок, технику и выжимал из них все, что можно выжать? Разве он виноват в этом? Нет, конечно. Виноват ты, что топтался на месте, не чувствовал потребности в повышении производительности труда, не подхватил сразу инициативу Стаханова. А поэтому ты и отстал от своего ученика».
ЗА ОТКРЫТОЕ ДРУЖЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
СТАХАНОВКА ЛЮБА ОСИПОВА.
АВТОЗАВОД ИМ. СТАЛИНА.
Когда началось стахановское движение, Гриша оказался более активным, чем Петр. Он раньше своего учителя понял эту, как теперь нам кажется, простую истину и решил работать по - стахановски. Но подумал ли он при этом о своем учителе? Нет, о нем он забыл.
Я не оправдываю Балмашова, который из чувства личной обиды надулся как мышь на крупу и не сразу принял участие в стахановском движении. Это бесспорно, и об этом правильно писали товарищи. Мне только хотелось отметить, что и Гриша поступил не совсем по - комсомольски. Нам не к лицу соревноваться исподтишка. Мы должны бороться за открытое дружеское соревнование. Мы не должны стесняться хороших чувств. К таким чувствам я отношу и чувство признательной благодарности к своему учителю.
Письмо Петра Балмашова «Обида», напечатанное в № 1 «Смены», вызвало живую дискуссию среди наших читателей. Редакция получила письма от многих читателей - стахановцев, мастеров, инженеров и других. Часть этих писем и заключительная статья редакции будут напечатаны в одном из ближайших номеров «Смены».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.