Август
Ясным, солнечным утром 17 августа 1915 года русский эсминец «Новик» стоял в дозоре. Германской флот не раз пытался прорваться в Рижский залив, и балтийцы зорко охраняли родные воды Прибалтики.
Дозорный заметил на горизонте столб дыма. Шла германская разведка - два неприятельских миноносца.
«Новик» первым открыл огонь Мастерски использую свою сильно уступающую вооружению противника артиллерию, русские наводчики с первых же залпов накрыли головной немецкий миноносец «V-99». На нем скоро вспыхнул пожар. «V-99» получил крупные пробоины и начал тонуть. Тогда «Новик» перенёс прицельный огонь на второй германский корабль. Вскоре и на нём показалось яркое пламя.
Балтийцы продолжали жестокий обстрел неприятеля. Они попеременно поражали оба миноносца меткими залпами, не давая им ускользнуть от русских снарядов.
Через семнадцать минут «Новик» добил врага. Русский военный корабль с честью вышел из неравного боя, не получив ни одного повреждении.
Балтийцы тридцать лет назад проявили образцы мужества и героизма и жестокой борьбе против германских кораблей. Моряки Балтийского Краснознаменного флота свято сохранили славные традиции своих отцов, никогда не боявшихся вступать в бой с численно превосходившим врагом.
«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь...».
Незабываемый тип забитого, обиженного жизнью и людьми маленького чиновника из гоголевской «Шинели» впервые на русской сцене создал великий актёр Александр Евстафьевич Мартынов.
«Гений русской комедии», как называл Тургенев Мартынова, первый со сцены дал «право на слёзы», право на сострадание к «униженным и оскорблённым». Мартыновская любовь к пасынкам жизни, жалость его к неудачникам, мартыновская «слеза над забитыми людьми» с тех пор прочно вошла в русский театр и стали традиционным сценическим образцом для многих поколений русских актёров.
Мастер комического анекдота, служившего для него лишь канвой для создания глубоко трагических образов, Мартынов сам прошёл тяжёлую жизнь. Безысходная нужда в детстве и юности, бесконечные долги из-за огромной семьи в зрелые годы наложили яркий отпечаток на творчество замечательного актёра. Воспитанник знаменитого балетмейстера Дидло, он мог бы стать блестящим танцовщиком, но отставка учителя решила судьбу Мартынова. Театральную карьеру он начал в петербургском Александрийском театре и быстро выдвинулся как неподражаемый мастер водевиля. Но комедийная актёр не имел тогда особого значения. В театре поговаривали: «Яка невидаль, дураков-то играть. Это легко». За выход он получал 1 рубль 50 копеек. В водевиле «Женщина» на сцене нужна была живая кошка. За неё тоже платили 1 рубль 50 копеек. Над Мартыновым смеялись: «Какой же ты актёр? Наравне с кошкой получаешь!» Бессодержательный водевильный репертуар не мог удовлетворить Мартынова. «Однажды давали новую, мало замечательную, но написанную не без таланта комедию «Домашняя язва». Мартынов играл какого-то разбогатевшего сибирского дядюшку. Публика много хохотала над толстяком, не выпускавшим изо рта трубки. Но вот этот дядюшка, думавший, что он один на свете, встречает родню - едва ли не дочь или сына. Положение самое избитое, положение самое обыкновенное. Публика по привычке стала смеяться, но старику было не до смеха. В голосе его дрожали слёзы. И вдруг в театре хохот замолк. Я взглянул в залу: многие держали у глаз платки. Мой сосед заливался слезами».
Так вспоминал современник «грустного комика» Александринки. Рассказывали, что известный французский актёр хохотал, глядя на игру Мартынова. «Что вы смеётесь, - спросили его, - разве вы понимаете?» «По-русски - ни слова, - отвечал тот, - но я понимаю Мартынова».
Губительная страсть к вину быстро прервала жизнь гениального актёра. Недаром Мартынов в одном из писем писал: «Если будет у тебя сын, не давай ему кутить». Сраженный туберкулезом, он умер во время триумфальной гастрольной поездки 28 августа 1860 года в запущенном номере харьковской гостиницы «Синоп». Сорока четырех лет ушел жизни замечательный художник, обладавший исключительным даром вызывать «смех сквозь слезы», воплотивший на сцене лучшие мысли и чаяния народа.
И после смерти Мартынова по-новому зазвучали слова из гоголевской «Шинели»:
«И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, со своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» и в этих проникающих словах звенели другие слова: «я брат твой»...»
Всесоюзное географическое общество, со дня основания которого 18 августа исполнилось 100 лет, являлось в дореволюционной России одним из крупнейших организаторов выдающихся научных экспедиций.
Со времени путешествий п. М. Пржевальского, открывшего блестящую эпоху в истории географического изучения Центральной Азии, предпринятого им по инициативе и на средства Русского географического общества, руководители общества постоянно были озабочены организацией специальных геологических исследований.
В связи с этим в состав собиравшейся в 1892 году экспедиции Г. Н. Потанина вошёл тогда ещё молодой, во уже успевший снискать себе известность геолог Владимир Афанасьевич Обручев - ваш крупнейший знаток геологии Сибири. Герой социалистического труда и академик, автор хорошо известных фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.