Ученик известных художников П. П. Кончаловского и И. М. Рабиновича, окончив в 1930 году ВХУТЕМАС, Яков Ромас становится мастером декоративно-оформительского искусства.
Автор художественного оформления Музея Ленина (Москва), автор зала Советского Союза на Международной выставке в Нью-Йорке и ежегодного оформления площади Свердлова в дни майских и октябрьских торжеств, Яков Ромас стремится работать и в другой области. Эта область - живопись. Особенно любит художник Каспийское море. Тихие вечера, в которые он любовался рыбачьими судами, слушал плеск воды о борта лодок в весеннюю путину, нашли отражение в его оригинальных этюдах.
Война нарушила жизненный уклад и планы художника. Яков Ромас был призван в ряды Военно-Морского Флота и в качестве художника эскадры Балтийского флота с июля 1941 года по август 1943 года участвовал в боях за родину.
В тяжёлые долгие месяцы ленинградской блокады Яков Ромас находился на крейсере и непосредственно участвовал в защите города от врага.
В этот момент у художника возникла мысль о написании картины «Зимние залпы Балтики», картины, имевшей затем заслуженный успех.
Другие этюды Ромаса: «Зенитчики», «Наблюдатели», «Перекурка», «Маскировка военного корабля» - также привлекают внимание своей искренностью и мастерством.
После окончания войны Яков, Ромас снова уехал на любимый им Каспий.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.