Голубая лента

В Викторов| опубликовано в номере №284, август 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многоборцы, на старт! - гремит радиорупор, и со всех концов стадиона, не спеша, с развальцей, стягиваются спортсмены к беговой дорожке. Разноцветные шаровары, майки, небрежно перекинутые через плечо, расслабленные движения. Трудно представить, что через несколько минут эти люди, еле передвигающие ноги, сорвутся с места и с быстротой урагана понесутся вперед.

Расслабленные движения имеют определенную цель: мышцы получают последний отдых перед стартовым прыжком.

Высокий широкоплечий атлет, пересекая зеленое футбольное поле, направился к старту. У него тело 18 - летнего юноши, а на лице прочерчено несколько глубоких морщин - следы многолетней борьбы. Таков заслуженный мастер спорта Александр Демин.

На старте бегуны долго копошатся совочками в песке, как маленькие дети: они роют ямки для упора. Команда «приготовиться!» Тела, собранные в упругие комки, пригнулись к земле. Сигнальный выстрел. Взяли... и через 11 секунд Демин срывает финишную ленту.

Огромного напряжения требует спринт от бегуна. Стометровка - такой взрыв физической и нервной энергии, который равен многим часам напряженной работы.

Но многоборцы, немного отдохнув после бега, выходят метать ядро, затем прыгают в длину. В течение двух дней они участвуют в десяти разнообразнейших легкоатлетических упражнениях. Таково многоборье - «декатлон», излюбленное состязание древнегреческих олимпиад.

Александру Демину 33 года. Достаточно одного взгляда на него, чтобы сказать, что это спортсмен! Так мы узнаем в толпе летчиков или танкистов. Демин - один из лучших спринтеров Москвы. Демин - один из лучших московских барьеристов и эстафетчиков. Демин - прекрасный прыгун в длину и опытный шестовик.

Легкая атлетика требует молодых мышц и нервов. На теннисном корде можно с успехом выступать в 40 лет. На ледяной дорожке можно бить молодежь и тогда, когда голова серебрится не только от инея. Даже в боксе, где царит неумолимая диктатура 20 - летних, бывают исключения, «о в легкой атлетике исключений нет. Поэтому существует в легкой атлетике особый разряд «старичков». В этот разряд переходят те, кому исполнилось тридцать пять.

Мировая статистика определила с абсолютной непреложностью, что все мировые рекорды в спринте (бег на 100 и 200 метров) установлены людьми в возрасте от 18 до 20 лет. Ни один прыгун не удерживается на высоте к 30 годам. Но вот Демину 33 года, и когда его спрашивают: «Сколько вы еще собираетесь продержаться на спортивном поле?» - он отвечает так, как будто в этом нет ничего удивительного: «Еще года три проработаю, а затем перейду на отдельные виды легкой атлетики».

Спорт сблизился с наукой. Законы физиологии и биомеханики определяют теперь завоевание каждого нового метра, каждой новой секунды. Появились спортсмены ученые - тренеры, которые на основе современный научных знаний определяют ту систему, которая дает наиболее совершенные результаты.

Один из первых тренеров изобретатель низкого старта, американец Михаил Мерфи, рассказывал, как в 1887 году его ученик Чарли Шеррель впервые в истории спорта взял низкий старт. Над бегуном смеялись. Стартер думал, что Шеррель не умеет брать старта и остановил бег. Пришлось долго разъяснять, что бегун, припавший к земле, держащий свое тело на вытянутых руках и упруго подобранных ногах, может взять старт не хуже тех, кто стоит прямо.

Теперь низкий старт, разработанный по основам биомеханики, обязателен в беге на короткие дистанции.

- Раньше, - говорит знаменитый тренер, - существовала легенда, что бегуном так же, как и поэтом, нужно родиться. Современный тренинг требует прежде всего упорной работы. Для того чтобы быть первоклассным бегуном, - говорит Мерфи, - нужен исключительный комплекс силы, ловкости и нервной энергии. Нужно выработать и себе уменье получать максимальную выгоду от каждой затраты анергии.

Если многоборец - живая энциклопедия легкой атлетики - владеет техникой десяти номеров, то легкоатлет изучает и совершенствует только один какой - нибудь номер: или бег, или метание, или прыжки. Бегун тренируется так, чтобы получше развить ноги и грудную клетку. Прыгун развивает бедра и верхнюю часть плечевого пояса. Для того чтобы показать выдающиеся результаты, нужны годы упорной тренировки.

Опыт показывает, что человек, не прошедший специальной тренировки, может прыгнуть не выше половины своего роста. Способный тренированный прыгун прыгает не выше своего подбородка, и только прыгун с многолетней тренировкой может взять высоту в свой рост. А ведь современные мировые рекорды превышают высоту 2 метров. Это рост человека - гиганта!

Два десятилетия легкоатлеты стремятся к пределу человеческих сил и возможностей. Теперь этот предел уже близок. Если в начале века счет новых рекордов велся на минуты, затем, на секунды, потом, на десятые доли секунд, То сейчас улучшение того или иного рекорда зачастую ограничивается сотыми секунд.

На Западе все больше внимания уделяют многоборью. Вся сложность многоборья заключается в том, что, тренируя бег, очень трудно сохранить форму для прыжка, а работая над прыжками, очень трудно выдержать форму для метания.

Многоборье на Западе называют сейчас «голубой лентой» легкой атлетики (голубая лента - приз для самых совершенных атлантических кораблей).

В древней Греции многоборье состояло из 5 номеров: бега на 190 метров, прыжка в длину, метанья диска, метанья копья и борьбы. В современных соревнованиях пятиборье складывается из прыжка в длину, метанья диска, бега на 200 метров, метанья копья и бега на 1500 метров. Десятиборье же имеет такую программу: стометровка, ядро, прыжок в длину, диск, бег на 400 метров, бег на 110 метров с барьерами, прыжок в высоту, прыжок с шестом, метанье копья и бег на 1 500 метров.

Какое разнообразие! Какая всесторонняя подготовка нужна спортсмену, чтобы в два дня выполнить такую программу!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О законах композиции фотокора

Письмо фотокору Яковлеву