Коммунизм и личность

Ромэн Роллан| опубликовано в номере №284, август 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Редакция «Смены» получила от Ромэн Роллана для опубликования в журнале два письма. Первое из них - письмо Ромэн Роллана студентке Н., живущей в одной из фашистских стран. Второе письмо - ответ студентки Н. великому писателю, борцу за счастье человечества.

Дорогая мадемуазель!

Я получил ваше письмо от 13 июня. У меня, конечно, нет возможности отвечать на все письма, которые я получаю: на это уходили бы все мои дни. Но по поводу вашего письма мне хочется сказать вам несколько слов.

Прежде всего: если существующее общество вам не нравится, надо стараться улучшить его. Если бы каждый приложил к этому все свои усилия, человечество пошло бы вперед гораздо быстрее, чем идет сейчас. Но, конечно, не надо действовать очертя голову. Учитесь, накапливайте знания.

Я не могу советовать вам выбрать ту или иную партию: надо, чтобы вы сами нашли то, что вам по душе. Но ваша критика коммунизма абсолютно неверна, коммунизм не есть «отрицание сознания отдельной личности для спасения несознательной массы», не есть «понижение общего уровня вместо возвышения массы». Цель коммунизма совершенно противоположна атому. Цель коммунизма - освобождение каждой личности, уничтожение всех материальных и моральных условий, мешающих ее расцвету.

Коммунизм дает возможность каждому развиваться согласно его способностям и желаниям.

В классовом обществе, где есть эксплуататоры и эксплуатируемые, где огромное большинство зависит от горсточки личностей, которые не всегда - далеко не всегда! - являются избранниками, обладающими человеческим «сознанием», - такое развитие невозможно. При капитализме каждый зависит от материальных условий, от условий работы, досуга, свобод всякого рода, возможностей учиться и т. д. Цель коммунизма - освободить все человечество от тысячи цепей, опутывающих его сейчас. Когда не будет больше границ между нациями, не будет классов, а будет только человечество трудящихся, объединенных, а не разделенных трудом, - тогда человеческое «сознание» поднимется на невиданную высоту. Несознательная масса, как вы говорите, превратится в общину сознательных людей.

Что же касается «террора», в котором вы также обвиняете коммунизм, то он применялся коммунистами только как орудие защиты против угрожавшего им белого террора. Ленин разрешил издать декрет о терроре только после многочисленных заговоров и многих покушений. А сейчас половина Европы и почти вся Азия находятся под террором не коммунистов, а их противников. В вашей собственной стране свирепствует террор. Вы, может быть, даже не знаете этого, но я, которому приходится иметь дело со всеми организациями помощи (МОПР), - я это хорошо знаю.

Италия и Германия, Венгрия и Греция, Югославия и Румыния, Польша, Китай, Япония, Индия находятся под гнетом террора, более или менее замаскированного. Политических заключенных пытают в тюрьмах. Их убивают. Знаете ли вы Остров смерти в Греции? Только вчера я получил вести оттуда. Знаете ли вы, что произошло в Астурии после разгрома революционеров? Если вы хотите знать все это, вам нужно читать не буржуазные газеты, а левые.

У меня есть друзья в Германии, которые были только пацифистами и которых убили фашисты. У меня были друзья в Индии, которые брошены в британские тюрьмы, потому что хотели свободы для своей страны, раздавленной английским империализмом.

В Индо - Китае 11 - летних детей бросают в ямы вместе с родителями, осмелившимися потребовать кое - каких прав, самых необходимых жизненных прав. В Польше я Румынии жесточайшим образом преследуют евреев. У меня есть один друг - румын, крупный ученый, который не осмеливается выходить из дому: он боится, что его убьют; недавно убили одного из его друзей только за то, что он был еврей. Г - н Шарль Моррас из «Аксьон франсэз», который приказал убить Жореса и который много раз призывал к убийству Леона Блюма и других, - не коммунист, далеко не коммунист!

Итак, не взваливайте террор на плечи коммунистов. Они применяли его только в противовес террору, направленному против них. Их цель - заставить исчезнуть все причины террора: эксплуатацию, империализм, войну.

Желаю вам хорошо учиться, дорогая мадемуазель, и прошу вас верить моим искренним чувствам.

Ромэн Роллан

Знаете ли вы, что Парижская коммуна 1871 года, которая была актом благородного восстания и которая не проявила никакой жестокости по отношению к врагу (только несколько заложников было расстреляно в последнюю минуту), была с неслыханной свирепостью раздавлена буржуазией г - на Тера и его офицерами. 30 тысяч мужчин, женщин и детей были расстреляны в течение 2 дней по приказу военного суда, без разбирательства дел. Мы не говорим о тысячах сосланных и заключенных в тюрьмах. Прогуливаясь в прекрасных люксембургских садах Парижа, вы не подозреваете даже, что они покрывают кладбище жертв буржуазной мести 1871 года.

Ромэн Роллан

Я последую вашему совету

Ответ студентки Н. из фашисткой страны Ромэн Роллану

Благодарю вас от всего сердца за ваше письмо. Не могу выразить того счастья, которое я почувствовала, получив его.

Я хочу следовать вашему совету: работать как можно лучше и учиться; я буду работать и учиться, следуя по тому пути, который указывают мне ваши книги и письмо. Я перечитываю его снова и снова; я буду много читать по вопросу, который вы мне разъяснили. Тысячу раз благодарю вас за ето. Да, я хочу узнать правду. Что же касается жизни моей страны, то, действительно, я недостаточно знаю ее... Мне случалось видеть вещи, которые наполняли мое сердце горечью. Но я считала, что эти недостатки характерны не только для моей страны, но и для всего мира. Теперь я хочу изучать их. Благодарю вас за то, что вы ответили мне, студентке... Благодарю вас за ваше письмо, которое показало мне новый путь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

О законах композиции фотокора

Письмо фотокору Яковлеву