Об искусстве будущего

П Дьяченко, А Толстой| опубликовано в номере №282, июнь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Искусство всегда возникает при наличии противоречия - это или самая борьба или отражение борьбы. Глубокий (марксистский) анализ устанавливает, что в основе всех общественных противоречий, в том числе внутренних противоречий отдельной личности, лежала борьба классов. Разумеется, Шекспир, или Бальзак, или Лев Толстой и другие не думали подчас о классовой борьбе, когда творили, не думали потому, что некоторые из них даже и не имели понятия о классовой борьбе.

В нашей, советской литературе были попытки изображения классовой борьбы. Писатели пытались с надстройки спуститься к фундаменту и, так сказать, «обнажить прием». Но это не увенчалось большим успехом (за исключением разве Шолохова), не увенчалось потому, что получился примитивизм, упрощение. А эти свойства менее всего соответствуют сложности нашей эпохи, сложности нашего мышления и сложным методам науки.

Тем временем мы быстро приближаемся к тому состоянию советского общества, когда структура его первый раз в истории человечества не будет знать классов и классовых различий. Таким образом, Ваш вопрос вполне уместен. Что же станется тогда с искусством?

Человечество еще очень молодо. Оно прошло только небольшой отрезок огромного пути, развернутого перед нами.

Малая часть этого небольшого отрезка охватывается исторической наукой и принадлежит истории культуры. Это как раз период классовой структуры человечества (сейчас можно установить, что этот период обнимает около 10 тысячелетий). До нас дошло искусство этого периода. Но за этим периодом - назад, в «доисторические» времена - лежит немалый путь, когда человеческие племена жили лишь с зачатками классовой структуры. И тем не менее от этого доисторического периода до нас дошло огромное искусство - это скалки, песни, мифы. База этого искусства - не классовая борьба, но борьба человека с природой и познание глубин человеческой души.

На смену этому древнейшему искусству пришло искусство времен классовой борьбы. Оно пришло, яркое и полноправное, вместе с металлическим оружием и усовершенствованным производством, вместе с машиной, письменностью, кораблестроением и т. д.

Точно так же в наши дни на смену старой идет новая общественная структура (мы имеем счастье быть ее современниками) вместе с новыми темпами жизни, новыми усовершенствованиями техники и новыми достижениями науки.

Почему же вы думаете, что новая, социалистическая эпоха не вынесет на гребень новое искусство? Противоречия и борьба будут перенесены в другие области, но противоречия и борьба останутся всегда. Нельзя мыслить, что бесклассовое общество будущего, превратится в сплошное сытое бездумное довольство. Вожди и созидатели социализма: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин - учат нас, что бесклассовое общество будет миром неслыханного разностороннего развития человеческого творчества.

Борьба будет, лишь цели ее станут другими.

Ареной борьбы станет внутренний мир человека, этого сложнейшего, гениального, почти совсем не изученного и не вскрытого феномена.

Ареною борьбы будет дальнейшее овладение тайнами природы и дальнейший технический прогресс, границ которого не существует.

И мне кажется, что только сейчас человечество подходит к истокам великого и небывалого по глубине и силе искусства.

Искусство станет познанием. Оно насытится элементами философии и науки. Оно пойдет к широкому потребителю, который будет неизмеримо культурнее и требовательнее чем сейчас.

Вот кое - какие мои соображения.

Привет. Алексей Толстой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены