Мать

А Кипренский| опубликовано в номере №283, июль 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ее чистую любовь, ее веру и преданность революции чувствуют и другие. Сын восхищается ее «хорошим сердцем», товарищ его Николай делится с ней своей тайной печалью.

Перед судом опять чувство страха охватывает ее. Но на суде, который она представляла себе иначе, на котором она увидела не «тяжбу правды сына с правдой судей его», а безразличные и бессмысленные вопросы о немногих известных фактах, страх покинул ее. Она испытывала теперь только удивление и любовь к обвиняемым, молодым, уверенным в себе, сильным.

Ее страх был вызван не личной тревогой за судьбу сына, а ожиданием, что здесь выяснится, на чьей стороне правда, - вот отчего ей было страшно.

Приговор - «на поселение» она встретила спокойно: «Я ведь - знала».

«Мать молча кивала головой сыну и всем. Хотелось заплакать, но было совестно...»

Волевая сторона ее натуры настолько окрепла, что она уже могла сдержать «материнское».

Богатство и глубина образа матери - в постепенной ее психологической эволюции.

Через любовь к сыну приходит она к сознанию неудовлетворенности, от неудовлетворенности к протесту, от протеста к развитию классового сознания и борьбе, формирующей ее волю.

Последняя сцена романа - настоящий апофеоз матери - революционерки. Ее схватывают жандармы в то время, как она раздает листовки. Она взывает к толпе, возвещая ей правду, с которой «никто не может спорить». «Не бойтесь ничего! Нет муки, горше той, которой вы всю жизнь дышите...» Ее бьют, она сопротивляется, крича, что они «не зальют кровью разума», «морями крови не угасят правды...» Жандарм схватил ее за горло и стал душить. «Она хрипела... Кто - то ответил ей громким рыданьем».

Волнение, нежность, любовь вызывает в читателе трогательный образ матери, простой рабочей женщины, самоотверженно пошедшей в революцию, увидевшей в ней глубокую и светлую правду.

Мать - революционерка, разрушившая тесный семейный очаг во имя общего блага, ставшая сыну близкой по духу, - это прежде всего настоящая мать.

То, что она пришла в революцию через любовь к сыну, лишь возвеличивает ее материнскую любовь.

В наши дни, когда так вырастает роль матери, когда укрепление семьи тесно связано с вопросами воспитания, образ Ниловны приобретает особенное значение. Роман Горького читают и перечитывают миллионы людей, и в особенности те, на ком лежит забота о воспитании нового поколения...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены