Пароход пришел с острова Явы. Ночью большая крыса соскользнула с опустевшей палубы на трос, привязывавший корабль к пристани. Металлический диск преградил ей путь. Крыса поскреблась о препятствие, обнюхала его и вернулась обратно... Металлические диски остались как воспоминание о «черной смерти», бушевавшей по всему миру в памятный человечеству 1348 год.
Болезнь тогда двигалась от города ж городу, преодолевая моря, перекатываясь через границы. Она захватила Англию, Францию, Италию, Испанию. В одной Англии за год погибло 2 миллиона человек. Население в панике покидало города. Дороги, ведущие из Лондона, были забиты людскими потоками. Но смерть настигала бежавших. Начиналась лихорадка, потом в подмышечной ямке появлялась опухоль, и человек расставался с жизнью. Дороги покрывались вереницами трупов. Каждый путник, рано или поздно, занимал свое место в этой скорбной череде. Тяжелый запах гниения поднимался над дорогами, городами и поселками страны...
Только через много лет после эпидемии 1348 года ученые догадались, что чуму разносят крысы. Маленькие зверьки прятались в трюмах кораблей. Капитаны сквозь штормы и бури везли вестников смерти. Ночью в пустых, обезлюдевших портах крысы соскальзывали на берег. Ветер разносил чумные бациллы, вырвавшиеся из их легких. Болезнь начиналась, как пожар, и врачи не имели средства, чтобы залить это полыхающее пламя.
Тогда среди других мер были придуманы металлические диски. Люди преградили крысам дорогу на берег. В Европе болезнь затихла. Она продолжала бушевать в Индии, Манчжурии, на Филиппинских островах, в предгорьях Афганистана, в просторных степях Синьцзяна. Миллионы сусликов заменили здесь крыс.
В Афганистане селение, где появлялась чума, окружали молчаливые всадники. Никто не смел пройти сквозь кордон. Дула винтовок были направлены на селение.
Но ночью, скользнув мимо ног коней, маленькие зверьки проносили чуму через бдительную цепь. Суслики поднимались на пригорок, оглядывали степь и мчались дальше. Чума, как ветер, гуляла по большой стране. Чума приходила и брала свои жертвы, и каждый заболевший был осужден на смерть...
Луи Пастер уже давно открыл свой способ прививок против бешенства.
Джозеф Листер победил больничную гангрену. Раньше от сложного перелома бедра умирало 80 - 90 человек из 100. Теперь умирали 10 из 100.
Пауль Эрлих проделал 605 опытов, пытаясь расправиться с прозрачной бледной спирохетой, микробом сифилиса. 605 неудач постигло великого ученого. Но а 606 раз Эрлих победил.
Перед всемогуществом науки отступали самые лютые враги человека. Эдуард Дженнер из графства Глостершир предложил прививать людям коровью оспу. После такой прививки человек уже не мог заразиться оспой натуральной.
Сельский врач расправился с одной из самых страшных болезней.
Десятки ученых шли по пути Дженнера. Можно было думать, что в этом круге вопросов заключена и разгадка тайны чумы. Может быть, если убить чумную бациллу и вспрыснуть ослабленный яд человеку, он не умрет, но приобретет иммунитет - силу, дающую организму возможность расправиться с настоящей чумой?
Это была логически верная идея. Только природа не всегда подчиняется логике. Мертвые чумные бактерии не всегда давали иммунитет. Какие - то особые силы имела бацилла чумы, страшная бацилла «pestis», носительница «черной смерти»...
Ученые склонились над микроскопом. И тогда шаг за шагом стала выясняться тайна чумы.
Когда какие - либо бактерии проникают в человеческое тело, миллионы лейкоцитов - белых кровяных шариков - мчатся навстречу врагу. Они пробираются по узким ходам кровеносных сосудов, со всех сторон окружая незваных пришельцев. Они выпускают гибкие лапки - псевдоподии - и, захватив бактерию, убивают и переваривают ее. Так работают лейкоциты. Враг редко может прорваться через этот кордон. Но, странная вещь, достаточно ввести в кровь возбудителя чумы, и те самые лейкоциты, которые накидывались на другие бациллы, теперь в панике начинают отступать. Бацилла чумы вступает в кровеносные сосуды как полновластный хозяин. Ток крови разносит ее по телу. Лейкоциты покорно освобождают ей дорогу. Вот в чем заключается страшная сила этой болезни. Не встречая препятствий, отряды бактерий растут и размножаются. Смерть теперь - только дело времени. Чума собирает силы для того, чтобы нанести последний удар. И она наносит его, когда наступает время.
Все это рассказал микроскоп. Невеселая тяжелая повесть. Одна из самых грустных повестей, какую когда - либо слышали ученые.
Но ученые не сложили оружия.
У французского врача Жерара случайно оказалась пробирка с ослабленными, выродившимися чумными бактериями. Жерар попробовал вызвать иммунитет в организме морских свинок. Он привил свинкам ослабленные живые бациллы чумы. Часть животных погибла, но остальные сделались невосприимчивыми к чуме. Нужно было делать дальнейшие эксперименты. Жерар решил перенести опыт на человека. Это был очень опасный эксперимент, и французский врач для первого испытания действия прививок выбрал прокаженных.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Речь по радио Анны Кирилловны Заломовой