Таился и пылал в душе моей унылой!»
А в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Вновь я посетил тот уголок»
трагизм смерти преодолевается развитием идеи бессмертия природы, преемственности поколений:
«И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть...»
Но не следует все же думать, что в поэзии Пушкина совсем не находили места трагическая безнадежность, отчаяние, тоска. Нет, безысходность жизни в царской России, на протяжении многих лет травившей поэта и подготовившей его гибель, породила такие стихотворения, как например «Дар напрасный, дар случайный...» Были у Пушкина неудачи и горести, нашедшие отражение в его лирике. Но характерно, что и в стихотворениях этого рода мы не найдем того душевного надлома, который так знакам нам по поэзии символистов.
Итак, оптимизм творчества Пушкина неразрывно связан с его реализмом. В пушкинской поэзии русская действительность впервые была показана не с парнасских высот витийствующих одописцев и не сквозь туманную призму мистических романтиков, а такой, какой она была на самом деле.
Общеизвестно огромное агитационное значение политических стихотворений Пушкина («Вольность», «Сказка», «Ура! в Россию скачет...», «Деревня», «Кинжал» и др.) для русского революционного движения. Стихотворения Пушкина имели также огромное значение для развития русской реалистической литературы, неразрывно связанной с освободительной борьбой против царского режима.
Пушкин много уделял внимания вопросам народности и правдивости искусства. «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев и поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому - нибудь народу. Климат, образ правления, вера - дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии», - писал он в заметке «О народности в литературе». Это понимание народности нашло отражение и в его работе над созданием стихотворного языка. Такие произведения, как «Жених», «Телега жизни», «Песня о Стеньке Разине», «Утопленник», «Бесы», «Румяный критик мой», «Песни западных славян», «Гусар», «Воевода», являются великолепным подтверждением слов Пушкина: «Вслушивайтесь в простонародные наречия, молодые писатели, - вы в них можете научиться многому, чего не найдешь в наших журналах».
Значение этих стихотворений не только в том, что в них смело употреблялись «простонародные» слова и выражения: осваивая народный язык, Пушкин стремился к замене принятых в поэзии его времени «гладких», «манерных», «изысканных» слов и выражений «прелестью нагой простоты», свободной от «условных украшений стихотворства». По существу, это сводилось к борьбе за реалистическое изображение действительности, противоположное стремлению основной массы дворянских поэтов XVIII века сглаживать противоречия, приукрашивать изображаемое. Отсюда понятна любовь Пушкина к «точности». «Точность» Пушкина заключается в стремлении к достижению полного соответствия художественного образа с изображаемой действительностью, поэтому пушкинские стихи так насыщены эпитетами, определяющими и уточняющими признаки явлений.
«Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины
И дремлющий валив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине»
и т. д.
В этом стихотворении все точно определено, все эмоционально окрашено.
У Пушкина нет штампов: изображение явлений и предметов всегда соответствует общему заданию произведения.
В стихотворении «Зимнее утро» дана картина сияющего зимнего утра:
«Под голубыми небесами
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.