Жизнь, если её видит верный глаз, никогда не обманет, не подведёт. Надо опять-таки возвратиться к «Сталинградцам» Юлия Чепурина. Его народные сцены очень хороши сами по себе, это бесспорно; в этих сценах, как и по всей пьесе, проходит живой ток идейности, передовых стремлений и надежд современного человечества. Идейность не привносится в произведение и не терпит никакой «дани»: идейность необходимо вытекает из самого жизненного содержания. Если автору в самой работе приходится ещё специально заботиться об идейности и придумывать «идеологические сцены», - пиши пропало, ничего не выйдет. Это будет пустопорожнее сочинительство.
В наших литературных кругах время от времени раздаются голоса, которые хотят доказать, что в драматургии слишком медленно появляются новые силы, новые авторы. В ответ на эти голоса можно взять библиотеку пьес сценического журнала «Театрал», издававшегося до революции. Вы просматриваете выпуски за какой-то год. Десятки пьес. С водевилями это составит добрую сотню названий известных и не известных для своего времени авторов. Целая полка книжек, и среди них только одно скромное название остановит вас: «Коготок увяз - всей птичке пропасть» - «Власть тьмы» Льва Толстого. Всё остальное забылось и пропало, не успев появиться на свет. Но ведь то Толстой, это великое имя вне правил. «Средний» драматический писатель Найдёнов написал до двадцати пьес, а удержалась на сцене только одна - «Дети Ванюшина».
Никаких особых явлений, задерживающих появление новых авторских имён, в нашей драматургии не происходит. Наоборот, политика наших театральных органов во многом способствует драматическим начинаниям. Константин Симонов начинал свою драматургию не с «Русских людей». То же могу сказать о Корнейчуке, Афиногенове, Арбузове, о самом себе: наши довольно-таки слабые и сценически наивные произведения принимались, ставились и поощрялись. Мы помним, как начинал Вс. Вишневский. Он принёс в театр буйное, как бы бесформенное первое своё сценическое произведение «Первая Конная». Потом определилась форма и нашёлся ключ к сценическому воплощению этой пьесы... Ошеломляющая, бьющая через край жизнь в этом произведении взяла своё.
Так и теперь, мне думается, возьмут своё новые, жизненные произведения новых авторов фронта и тыла, которые накопили неслыханный опыт в последние годы. Советский театр ждёт таких произведений, и, несомненно, они явятся не нынче - завтра.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.