ПАРЕНЬ с кепкой набекрень, в пиджаке нараспашку, несмотря на яростный ветер говорит, после каждого слова ожесточенно сплевывая.
1 - й парень. В комсомоле мне теперь трудно терпеть. Тьфу! Скучища... Тьфу! Ни тебе поплясать ни... Тьфу! Раньше с девчонками было свободно, а теперь... Тьфу! Против ругательств, самых русских слов - поход... Тьфу! Надоела мне дисциплина...
Разговаривает с ним парень с головы до ног совершенно отличного типа. Пальтецо застегнуто на все пуговицы, треушка крепко посажена на голову, говорит спокойно и ровно, словно объясняет какое - нибудь место учебника арифметики.
2 - й парень. Нет, Вася, я за ругательства заступаться не буду. Конечно, в комсомоле скука. Но скуку ругательствами не прогонишь. По - моему, главная беда в том, что в комсомоле одной политикой занимаются. А мне эта политика уже в печенках сидит. То ли дело, обучали бы настоящим наукам: физике, химии, географии. Тогда уже дорогу в жизни легко будет себе пробить.
1 - й парень. Тьфу! Из куля в рогожку. Да разве геометрией скуку уймешь! Геометрия, поди, еще скучней твоей политики. Вот поплясать, да выпить, да с девчонками побаловаться...
2 й парень. Да разве я говорю, чтобы с утра до ночи одной геометрией заниматься? Делу - время, потехе - час. Танцы, кино, вечеринка время от времени - не повредят. Только за пьянство я не стою. С девчонками тоже осторожность нужна, а то как раз на алименты налетишь, одной третью расплатишься. Главное - в люди выйти, а не баловством заниматься.
1 - й парень. По - твоему жить - черт знает что! Комсомол хуже горькой редьки надоел со своей дисциплиной, а ты тоже: того нельзя, того нельзя. А по - моему - чего душа просит, то и можно.
2 - й парень. Ну, дисциплина и мне, Вася, мешает. Вот давеча чуть было в секретари ячейки не выбрали. Я уже за сотню перевалил, а там мне жалованья и шестидесяти рублей не пришлось бы... Какой расчет? Теперь не гражданская война! Каждый должен стараться лучше жить. А то вот еще: собрания, заседания - так весь отдых в трубу и пролетит. Дисциплину я тоже не очень уважаю.
1 - й парень. Да... Вступал я в комсомол, казалось, что все будет по душе... А теперь... Тьфу!
«ЗАЯВЛЕНИЕ В ЯЧЕЙКУ
Ерохинской фабрики комсомолки с 1923 г., Нины Яковлевой.
Потому, как я вышла замуж и скоро будет ребенок, а также вообще хлопотно по хозяйству - то в комсомоле только числиться не хочу, а прошу меня из членов комсомола выписать. А также прошу не считать меня в юнсекции Ерохинского клуба, потому что времени тоже нет.
Товарищ Нина Яковлева».
«ЗАЯВЛЕНИЕ В ЯЧЕЙКУ
Огаревского ж. - д. депо ученика Константина Ивановича Петрова.
Как на 8 - м году всемирной победы пролетариата в России, кроме, как во всех остальных странах, я убедился, что только комсомол есть великий защитник рабочей молодежи, желаю вступить в его железные ряды, чтобы под красным знаменем сражаться против всех гадов империализма. Как комсомол защищает рабочую молодежь и стоит на - страже, - желаю искоренить огромную несправедливость. Многие у нас ученики уже помногу времени и никто не хочет их выдвинуть в высший разряд. Как я уже тоже три месяца, то и меня касается эта огромная несправедливость. Как я буду комсомольцем, желаю перейти в высший разряд.
К сему Константин Петров».
НЕДАВНО умер, повесившись от тоски, Сергей Есенин, замечательнейший поэт нашего времени. Певец глубоких личных переживаний, он не нашел себе места в сокрушительной борьбе классов, которая подчас жестоко попирает эти личные переживания и устремления. У него не было материальной нужды в последние годы, он был окружен славой и почетом, - но все - таки повесился. В его стихах мы находим объяснение этого самоубийства. С. Есенин повесился потому, что в своем краю он чувствовал себя иностранцем, потому что молодость прошла в кабацком чаду, а он в ней слишком мало требовал (т. - е. жил впустую) и т. д. В конечном счете, и слава, и материальная обеспеченность не спасли глубоко чувствующего поэта от неизмеримой тяжести сознания, что он одиночка, что он не соучастник того общего великого дела, которое составляет ось нашего времени.
К чему мы остановились на этом отдаленном от рабочей молодежи примере?
Дело в том, что вопрос о сочетании личных и общественных интересов для каждого молодого рабочего может быть сведен к тому: хочет ли он являться одиночкой, замкнутым в скорлупе своих маленьких горестей и радостей, или полноправным участником общей борьбы и общего строительства?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.