Борьба за тепло

А Леви| опубликовано в номере №50, март 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Праправнуки современного поколения станут свидетелями разорения и промышленного паралича, если наука не найдет других источников энергии для промышленности, чем каменный уголь и нефть».

Стенли Джевонс

СССР ПЕРЕЖИВАЕТ острый топливный кризис. Хозяйственные органы республики подают «сигнал тревоги» и говорят, что этот кризис удастся изжить лишь постепенно. И мы, конечно, его изживем; для утоления «топливного голода» в стране диктатуры пролетариата есть и топливные запасы, и руки, чтобы извлечь эти запасы из недр земли.

Но это еще не значит, что топливный кризис в СССР - дело случая. Вся мировая промышленность стоит теперь под знаком топливного кризиса и виною тому - бурное развитие этой промышленности, анархическое развитие буржуазной промышленности. Еще недавно - лет 30 тому назад, подсчеты говорили, что топлива хватит всему миру тысячи на 4 лет. Но это оказалось ошибкой; потребление горючих материалов растет так бешено, что самые оптимистические подсчеты устанавливают срок топливного истощения уже через 200 лет. Где же выход? Есть ли он? Правда, кроме угля и нефти промышленность использует силу вод, но их мало, и не в этом спасение. Используется и сила ветра, но она капризна: ее не заставишь работать всегда, когда это нужно. Делают попытки использовать неистощимый, неимоверный источник силы - солнечное тепло, но пока все солнечные машины еще слишком слабы, да и не всюду могут быть установлены. Использование внутриатомной энергии (см. ст. «Сила будущего», «Смена» № 4) обещает полное решение топливного вопроса. Но - «улита едет, когда - то будет», а топливный вопрос надо решать сейчас, сию минуту. И в особенности странам с небольшими запасами каменного угля и нефти, как Германия, или с богатыми, но отдаленными от места потребления топлива источниками его, как СССР. Для этих стран вопрос «как обойтись с малым количеством топлива», это вопрос всего их существования. Делается ли что - нибудь в этом направлении? Найдены ли способы из малого количества топлива извлечь большое количество силы?

Делаются. Найдены. И отыскиваются. Техника ставит себе теперь вопрос так: «как добиться того, чтобы драгоценное тепло наших скудных запасов топлива не терялось бы на 3/4, как теперь, а шло бы в дело все цели ком».

Дело в том, что когда мы сжигаем уголь в топке, то в работу идет только 6 - 7 фунтов из каждого пуда. Остальные 33 - 34 фунта только «греют улицу»: они согревают всю машину, уходят с дымом в воздух, нагревают помещение, но для работы пропадают. Продолжать так дальше - это безумие; это то же, что есть из хлеба одни корки, а остальное бросать в помойную яму. И за это - то ускользающее тепло и идет теперь отчаянная борьба инженеров с природой. А в борьбе этой достигнуты уже крупные успехи - гордимся! - и в Советской России. Но остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Когда в 1705 г. Ньюкомен пустил в ход свою первую в мире паровую машину, она пускала по ветру 39 фунтов угля из каждого пуда и использовала всего 1 фунт (2 - 3%)

Через 77 лет Джеме Уатт удвоил % использования энергии и добился 5 - 7% использования, и таким образом удвоил как бы мировые запасы топлива.

Никакими усилиями инженеров не удавалось до 1895 г. поднять этот процент выше 16, но и этот процент увеличил запасы топлива по сравнению со временами Ньюкомена в 8 раз. Наконец, в 1893 году инженер Дизель пришел к выводу, что надо добиться, по крайней мере, того, чтобы, тепло не пропадало даром по пути от топки, до воды, превращаемой этим теплом в работающий пар; для этого нужно сжигать топливо в той самой части машины, где работает пар (цилиндр). И через два года он выпускает свой «двигатель внутреннего сгорания», в котором из каждого пуда нефти уже используется 14 фунтов, или 35% всего топлива. Дизель опять, как и в свое время Уатт, удвоил мировые запасы топлива. Но все - таки эти запасы ежечасно, ежеминутно «выбрасывались в помойную яму»; человечество, цивилизация все - таки лихорадочно продолжали рубить тот сук, на котором они сидят. И вот случилось нечто невероятное. Можно сказать на - днях инженер Оскар Брюнлер добился такого устройства топки внутреннего сгорания, при котором идет в ход свыше 100% горючего.

Да, это так. Подсчеты показали, что при сгорании топлива в топке Брюнлера используется свыше 100% теплотворной способности горючего, т. - е. большее количество тепла, чем выделяют при сгорании известные сорта топлива. Это уже само по себе является догадкой: очевидно, что топка Брюнлера освобождает еще какую - то энергию топлива (А. А. Базилевский полагает - электрическую), но факт налицо: Брюнлер этим изобретением утроил наши запасы топлива. Чтобы получить такой результат, Брюнлер просто добился того, что пламя, которое обращает воду в пар, горит само внутри воды. Это кажется невероятным, но это так; у Брюнлера огонь горит в воде. Мы не будем останавливаться на описании его топки, скажем только одно: Брюнлер не первый и не последний, который отодвигает тепловой голод в нашей промышленности на сотни лет. Еще несколько усилий, и тот выигрыш времени, который необходим, чтобы солнечную машину сделать такой же обыкновенной, как теперь угольная, а затем и запрячь в наши машины энергию внутриатомную, этот выигрыш времени будет в руках человечества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ахмед из черного батальона

Из романа «Марабу в шляпе»

Как мы казнили царя

Воспоминания народовольца