Анкета «Смены»
XIV съезд ВКП (б) поставил перед комсомолом задачу упорядочения быта молодежи. Эта задача невыполнима без тщательного и вдумчивого изучения теперешнего состояния быта молодежи. Редакция обратилась к ряду товарищей со следующим вопросом:
«Какие отрицательные явления в быту молодежи, по вашему мнению, вызываются современной обстановкой, и какие формы борьбы с ними вы можете указать».
Ниже мы помещаем ответы т.т. Смидовича и Залкинда. Мы надеемся на дружный отклик читателей, в первую очередь, сообщением фактов из быта молодежи. Все сообщения, запросы и мнения читателей фу - дут в той или иной форме использованы на страницах «Смены».
К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ сторонам быта нашей молодежи, связанным с нашим переходным временем, следует отнести все то, что связано с разрушением здоровья молодого поколения.
Вот, например, выпивка. У молодежи существует убеждение, что если не напиваться, а немного выпить в веселой компании, то это никакого вреда не принесет. Между тем это совершенно неправильно. Алкоголь вреден, в каком бы количестве его ни потребляли. Чтобы сложиться в здоровых людей, продолжать дело старшего поколения и оставить после себя здоровое потомство, молодежь должна быть, безусловно, трезвой.
Злоупотребление спиртными напитками приводит ко всяким нехорошим вещам. Человек разлагается, перестает владеть собой и может натворить много глупостей. Взять хотя бы случаи, когда парень в пьяном виде заражался нехорошей болезнью. Разве этого не бывает с нашей молодежью?
Вредна для молодого организма и слишком рано начатая половая жизнь.
А это явление характерно для быта нашей молодежи. Тут мы встречаемся с двумя уклонами: в 18 - 19 лет парень и девушка обзаводятся семьей и стремятся к своему уюту и семейной обособленности, понемножку они отходят от товарищеской среды и потихоньку превращаются в обывателей. Другая крайность, - это когда парень не желает связывать своей свободы, предается половой распущенности, меняя кратковременные связи, в результате которых получаются аборты и излечение женского организма, а то и хилые дети, да еще и оставляемые на произвол судьбы.
Молодежь должна быть своевременно осведомлена обо всех вредных последствиях слишком ранних браков. Правильно поставленные образование и воспитание в этой области - физкультура, коньки, лыжи и другие виды спорта, - все это должно войти в обиход молодежи, оздоровить ее, делать ее устойчивее и жизнерадостнее.
Отношение к женщине, как к самке, а не как к другу, товарищу, вносит также характерную черту в быт нашей молодежи. Такое мещанское отношение к женщине, заимствованное от старого времени, ничего общего не имеет с новым бытом. Представительницы женской части молодежи должны объявить самую решительную борьбу мещанскому подходу к женщине со стороны своих товарищей.
Как отрицательную сторону в быту передовой части нашей молодежи, я отмечаю также и то, что она не умеет жить и работать культурно - организованно. С ранней юности получается переутомление нервной системы и подорванность всего организма. Все это скажется в зрелом возрасте, когда, жизнь потребует от сложившегося человека еще большей работы и ответственности.
Переутомленные в юности нервы могут потом сказаться в упадочных настроениях, в неверии в торжество революции, в нежелании работать и даже жить. Внимательно должна поэтому молодежь относиться к распределению своей работы и отдыха, а главное, определенное количество в сутки отдавать сну. Нужно суметь сорганизовать свою жизнь так, чтобы в ней не было расхлябанности, траты времени зря, тогда будет больше времени для разумного, восстанавливающего силы отдыха. В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что не умеем найти времени для сна и отдыха. С юношеского возраста надо научиться не только работать, но и отдыхать.
Вопрос о переутомлении молодежи настолько важный вопрос, что его надо самым тщательным образом и всесторонне изучать. Недопустимые вещи в этом отношении происходят у нас в школах II ступени и в вузах, где нередко бывает по семи уроков в день, а время зачетов мало чем отличается по интенсивности работы от экзаменов в старой школе. Во многих буржуазных странах в школах бывает день отдыха посреди недели, а научаются в смысле учебы учащиеся не меньше, чем у нас. Количество и качества знаний вовсе не зависят от количества часов, проведенных за занятиями, а от разумного их использования. Надо научить молодежь, как приобретать знания, не переутомляясь.
Забота о здоровье, организованности; дисциплинированности нашей молодежи должна быть положена в основу всей работы с молодежью и для молодежи. Наша молодежь должна быть жизнерадостна. Не преждевременные старцы, удрученные бременем, доделают дело отцов, а здоровая юность, не только не растратившая запаса природных сил, но и накопившая их путем разумной организованной жизни.
Забота о такой жизнерадостной молодежи, хорошо понимающей стоящие перед ней задачи и свою огромную роль в их выполнении теперь и в будущем, - эта забота до значительной степени лежит в основе работы органов партийного и советского строительства. Ясно, что мы еще слишком бедны, чтобы сказать, что в этой области у нас все обстоит благополучно. Год от года развивая нашу социалистическую промышленность, мы будем подводить единственно крепкий фундамент под осуществление поставленной задачи.
СЖАТО, в анкетном порядке, ответить на поставленный вопрос очень трудно. Во - первых, нет возможности говорить об отрицательных сторонах, не упоминая о положительных, которых, конечно, не меньше, чем первых. Во - вторых, нельзя говорить об отрицательных сторонах не давая их причинного анализа, - размеры же анкетного ответа не допускают такого анализа. - Попытаемся, однако, в пределах возможности ответить, не расширяясь дальше того узкого вопроса, который поставлен журналом. В частности, у меня имеется серьезное сомнение, может ли вообще получиться толк из подобной беглой анкеты. Каковы отрицательные стороны в быту молодежи:
1) У части молодежи выдохся (или вообще не появлялся) идейный революционный огонь. Одним стало сейчас скучно после недавних боевых праздников (1917 - 1921 года), - другие, по молодости не успевшие повидать этих праздников, ничего идейно интересного не видят в сегодняшних «советских буднях», не понимают вообще, что же это такое - революция.
2) У части молодежи нет охоты к углубленной учебе. Нет понимания, зачем нужно так долго и серьезно учиться. Не хватает терпенья подольше сосредоточиться над научным вопросом, - хочется переложить всю ответственность на преподавателя, руководителя, только бы самому «не пыхтеть».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Постижения московского почтамта