Мы, северяне, прошли хорошую школу. Суровая природа Заполярья и упорный, напряженный труд закалили нашу молодежь, научили ее легко переносить лишения, развили в ней выносливость, настойчивость, бесстрашие. Чудесных воинов - крепких, стойких, мужественных - помогла нам вырастить эта школа.
Не раз геббельсовские брехуны похвалялись перед всем миром, будто немецкие войска захватили Мурманск, Кандалакшу, Кировск, Мончегорск. Вранье! Гитлеровцев и близко не подпускают к нашим красавцам - городам, а воздушные пираты с железными крестами, пытающиеся бомбить наши заполярные центры, получают по заслугам: много костей фашистских летчиков гниет на северных скалах.
Без ложной скромности скажем: немалая доля заслуг в этом принадлежит нашим мурманским комсомольцам, мурманской молодежи.
Лучших своих товарищей послала комсомольская организация области на фронт. Они полностью оправдали высокое доверие страны. Ни за одного из них краснеть нам не приходится.
Есть у нас комсомольцы - папанинцы. Это те комсомольцы, которые приехали работать на Север по призыву Папанина. Раньше они были известны своими трудовыми подвигами. Теперь за ними упрочилась слава бесстрашных бойцов, неутомимых истребителей немецких оккупантов.
Иван Дмитриевич Папанин всегда любовно следит за успехами своих «подшефных». Вот что он писал недавно молодым друзьям:
«Дорогие мои браточки! С большой радостью узнал я о ваших боевых делах на фронте отечественной войны, о том, как беспощадно громите вы гитлеровских захватчиков.
В годы мирного строительства приехали вы сюда, на Крайний Север, в советское Заполярье, чтобы воздвигнуть здесь красавец - завод. И вы построили его, смело преодолевая трудности... Вы закалились в борьбе с трудностями, выковали в себе качества волевых, смелых людей... О вас, о ваших боевых подвигах с гордостью говорят на заводе, во всем Заполярье и дальше...
Родные, любимые патриоты!
Я от всего сердца приветствую вас, бесстрашных, доблестных красных воинов. Еще сильнее бейте фашистских мерзавцев, громите их, беспощадно истребляйте!»
В самом начале войны в Мурманске сформировалась рота комсомольцев - добровольцев. Бойцы подобрались один к одному. Много смелых, отчаянно дерзких набегов совершили они во вражеские тылы. Рота эта стала подлинно грозой для немецко - фашистских бандитов.
Всему Заполярью известна отвага мурманского комсомольца Векшина. Одним из первых в Северном флоте он был награжден орденом Красного знамени. Бывший рыбак, рулевой катера краснофлотец Векшин проявил исключительную выдержку и мастерство в бою. Как - то его катер атаковали девять фашистских бомбардировщиков. Векшин сумел так сманеврировать, что ни одна из бомб, градом сыпавшихся на катер, не задела корабль. Больше того: благодаря искусству рулевого зенитчики катера сумели сбить в этом бою два вражеских самолета.
С чувством особой гордости за нашу молодежь, за наших храбрых северян называем мы имя Героя Советского Союза летчика - истребителя Бориса Сафонова. Грудь отважного летчика украшают медаль «Золотая звезда», орден Ленина и три ордена Красного знамени. Недавно в одной из авиационных частей Заполярья в торжественной обстановке английский генерал Макфарлан вручил летчику высший авиационный орден Англии.
Майор Сафонов первым на Севере овладел английским истребителем «Харрикейн». Плечом к плечу с британскими летчиками он громил в воздухе фашистских разбойников. Восемнадцать немецких самолетов сбил в воздушных боях воспитанник комсомола Борис Сафонов.
Песни поют, легенды слагают и о другом народном герое, нашем знатном земляке Иване Сивкове. Он приехал сюда, в Мурманск, из Поволжья, чтобы участвовать в строительстве богатейшего края. Мурманск стал его второй родиной. Всей душой, всем своим пылким сердцем полюбил он и сроднился с нашим суровым, но прекрасным Севером. Здесь он жил, работал, здесь бесстрашно сражался и здесь пал смертью храбрых.
... Шел жестокий бой. Одну из сопок защищали двое: командир взвода Копенкин и краснофлотец комсомолец Иван Сивков. Долго двое смельчаков отбивали яростные атаки немецких горных егерей. Но вот вражья пуля ранила Копенкина. Сивков осторожно переносит командира в безопасное место и возвращается на прежнюю позицию. Теперь он один...
А бой все разгорается. Все ближе немцы. Они уже в 20 - 30 шагах. Слышно их дикое улюлюканье. Сивков с силой швыряет гранату в немцев. Враг откатился. На сопке осталось лежать несколько трупов. Прошло немного времени, и немцы снова идут в атаку. Опять встречает их меткой гранатой смелый комсомолец.
Несколько часов длился этот беспримерный неравный бой.
Иссякли у Сивкова патроны, кончились и гранаты, осталась одна - единственная. Краснофлотец больше не стреляет.
- Русс, сдавайся!... - кричат немцы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.