Шестой барс

П Мануйлов| опубликовано в номере №325, январь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клетка стояла в цветущем саду, под тенью вековых карагачей. В ней томился барс. Зверь лежал, положив голову на передние лапы, и, поджав задние, готовый к прыжку, пристально смотрел на нас глазами стального цвета.

Мы наблюдали за ним вместе с прославленным охотником Тянь - Шаня Джумабеком.

- Это мой шестой барс! - сказал Джумабек.

Полюбовавшись барсом, мы отошли в глубь сада и сели под белый зонт цветущей яблони. Джумабек рассказал мне, как он поймал шестого барса.

... Охотник Нурмат, друг Джумабека, пять дней выслеживал зверя в горах Сары Джас. Нурмат несколько раз находил «теплые» места, но зверь, точно кем - то предупрежденный, уходил. Два утра охотник пролежал на скале за камнями, наблюдая за архарами, что паслись в долине. Архары вели себя тревожно. Вожак, стоя на высоком месте, всматривался вдаль, прислушивался к шорохам, наблюдал за полетами орлов. По поведению архаров Нурмат понял, что их напугал барс. Вероятно, барс будет их подстерегать на тропе, по которой они уходят с пастбища на дневной отдых.

На следующее утро Нурмат залег на тропе архаров и, не выдав себя, два раза пропустил мимо себя стадо на пастбище и обратно. Барс не показывался. На третий день Нурмат перевалил хребет и вышел в ущелье. Здесь, на неприступных скалах, гнездились орлы - ягнятники. Они выслеживали в ущелье косуль с детенышами, нападали на них, уносили ягнят в свои гнезда. Орлов было несколько семей. Веснами, в брачную пору, в ущелье раздавался пронзительный клекот самцов. Орлы устраивали из - за самок воздушные поединки. Охотники за орлами не раз пытались добраться до гнезд, чтобы взять орлят, но, как они ни старались, им не удавалось подняться на отвесные скалы. Нурмат думал, что барс пробрался в ущелье «Орлиный двор», ближе к пастбищу козлов. Охотник обошел знакомые тропы и на одной из них увидел четкие следы барсов. Звери здесь были, но ушли выше, в горы.

«Встретимся!» - подумал Нурмат.

Он вернулся к шалашу, взял тайганов (горных охотничьих собак) и пошел по следу барсов.

След вел на перевал. Собаки убежали вперед, не обращая внимания на архаров, что паслись по склонам гор.

Охотник пробирался по еле заметной тропе. Собаки добежали до кромки льда и здесь остановились, нетерпеливо ожидая хозяина. На льду следов не было.

Барсы перевалили хребет.

Нурмат поднялся до перевала и устроился на ночлег за большими камнями. Собаки лежали рядом с ним, свернувшись комочками, изредка поднимая головы и прислушиваясь к шуму горных потоков.

Собаки Нурмата славились на Тянь - Шане как самые злобные и выносливые. Тайганы ценятся дорого. Киргиз - охотник отдает за тай - гака хорошую лошадь. В своре Нурмата был знаменитый тайган «Поротое ухо», который не раз вступал с барсом в единоборство. Самка «Неустрашимая», сухощавая, мрачная на вид собака, бросалась на барсов с необузданной яростью. Третий тайган, «Шайтан», был незаменим в погоне за архарами. Он прыгал через пропасти.

Пики хребта дымились. Бури в высокогорьях поднимали снег, и он, похожий на дым, заволакивал острые вершины ледников. Рано утром Нурмат осмотрел лощину, куда ушли барсы. Из этого ущелья не было выхода, кроме тропы, которой сюда пришли звери, а за ними охотник. Барсы были в «мешке». Нурмат отвязал собак, и они кинулись в ущелье. Оно заросло арчей, шиповником с белыми цветами, распространяющими приторный запах. Вдруг «Поротое ухо» взвизгнул, перемахнул через куст шиповника и скрылся. «Шайтан» и «Неустрашимая» последовали за ним. Нурмат поднялся на камень, с которого было видно все ущелье, и стал наблюдать за собаками. Он видел, как собаки мелькали между арчей. Потом до него донесся отрывистый лай «Поротого уха».

- Погнали!... Бери, бери! - закричал взволнованно Нурмат.

Через несколько минут Нурмат увидел, как барс перемахнул саженным прыжком через куст и ушел в скалы. Подруга барса, обманув собак, умчалась в противоположную сторону.

«Поротое ухо» погнался за громадным пятнистым красавцем. Чтобы уйти от тайганов, барс начал петлять. Он два раза пробегал по кругу, потом прыгал в сторону, пытаясь направить собак по ложному следу. Не раз он сбивал с толку озлобленных собак и, забравшись в скалы, наблюдал, как тайганы рыскали по кругу. Но «Поротое ухо» не впервые встречал хитрого барса. Несколько мгновений собака раздумывала, потом отбежала в сторону от круга и опять пошла вперед, делая рядом с первым второй круг. «Поротое ухо» искал свежий след зверя. Вот он взвизгнул и уверенно пошел выше, в скалы. Собаки услыхали зов вожака и последовали за ним, охраняя его с двух сторон.

Барс миновал арчовые заросли, альпийские луга и очутился в скалах. Он делал громадные прыжки и прятался в загромождениях камней. Казалось, еще немного - и он уйдет. Но барс чувствовал, что его настигают тайганы. Он слышал дыхание передовой собаки. Наконец, он увидел спасенье. Он выбрал площадку, окруженную с трех сторон отвесными каменными стенами, а с четвертой - обрывающуюся в пропасть. Перепрыгнуть пропасть было легко. Вот и площадка. Барс напряг мускулы, поджался и прыгнул... Зверь уже видел под собой пропасть, но в это мгновение на него бросился «Поротое ухо». Барс рванулся и хотел смять противника, но половина его туловища висела над пропастью.

Прибежал Нурмат. Он подошел к барсу, вытащил его на площадку и набросил на него халат.

Барс боится темноты. Под халатом, закрывающим ему глаза, он становится беспомощным и смирным. Нурмат стал завязывать хищнику пасть, но при этом неосторожно задел халат, и барс увидел свет. К зверю вернулись опять сила и уверенность. Он вырвался и прыгнул в другую сторону площадки. Нурмат остался на краю пропасти лицом к зверю, готовому к нападению. - Бери, бери! - закричал Нурмат собакам. «Поротое ухо» не тронулся с места: он знал когти и сноровку барса, он знал, как опасно опрометчиво кидаться на зверя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены