- Извините, реб Тевье, мне вам нужно кое - что сказать.
- Ну, что ж! Если что - нибудь хорошее... - отвечаю я и сдерживаю свою конягу.
- У вас, реб Тевье, есть дочь.
- У меня их, - отвечаю, - семь, дай бог им здоровья!
- Я знаю, - отвечает он, - что у вас семь! У меня тоже семь.
- Стало быть, у обоих у нас всего четырнадцать!
- Словом, шутки в сторону, - говорит он. - Дело вот в чем. Я, как вам известно, сват. И вот есть у меня для вас жених, но... жених! Всем женихам - жених! Высший сорт!
- А именно? Что у вас называется всем женихам - жених? Если портной, или сапожник, или меламед, - пускай себе сидит на месте! «Радость и спасение придут с другой стороны», - как говорит талмуд... Найду себе своего ровню в другом месте...
- Вы все со своими притчами! - говорит он. - С вами говорить - надо хорошенько подпоясаться! Начинаете сыпать словечками и изречениями... Вы лучше послушайте, какого жениха я намерен предложить вам. Но вы только слушайте и молчите.
И стал выкладывать - ну, что я вам скажу? В самом деле, что - то необыкновенное! Во - первых, из очень порядочной семьи, а это, надо вам знать, - для меня самое главное!... Затем он, жених, кое - что смыслит в писании, а это для меня - и вовсе большое дело: терпеть не могу невежд! Для меня невежда в тысячу раз хуже шарлатана! Затем, говорит, он богат, набит деньгами, разъезжает в карете, на паре огненных коней, аж дым идет,. Ну, что ж, думаю, это тоже не такой уж недостаток. Нежели бедняк, пускай уж лучше богач. Как это говорится: «Приличествует бедность Израилю» - бог и сам бедняка терпеть не может. Потому что если бы бог любил бедняков, так ведь они бы бедняками не были!
- Ну, послушаем дальше!
- А дальше, - говорит он, - он хочет с вами породниться, кончается человек, помирает... То есть не по вас, а по вашей дочери... Он хочет красивую девушку...
- Вот как, - отвечаю. - Пусть его вместо нее черт возьмет! Кто же он такой, ваша достопримечательность? Холостяк? Вдовец? Разведенный? Дьявол?
- Он холостяк! - говорит. - Холостяк. Правда, в летах, но холостяк!
- Как же его священное имя? Не хочет сказать, хоть режь его.
- Привезите ее в Бойберик, тогда я вам скажу!
- Что значит - я ее привозить буду? Приводят лошадь на ярмарку или корову на продажу...
Словом, сваты, сами знаете, могут стенку уломать. И порешили мы, что, даст бог, на будущей неделе я ее привезу в Бойберик... И всякого рода хорошие, сладкие мечты приходят мне в голову...
Размышляю я таким манером, возвращаясь под вечер домой, нахлестываю свою лошаденку и беседую с ней на конском языке: «Дохлятина, это! А ну - ка, пошевеливай ходулями да поживее - получишь свою порцию овса... Ибо сказано у нас: «Без хлеба - не учение» - не подмажешь - не поедешь.
Толкую я этак с лошадкой своей, гляжу: виднеется издали парочка - мужчина и женщина. Идут рядом, прижались друг к другу и горячо беседуют о чем - то. Кто бы это мог быть, думаю, и всматриваюсь сквозь огненные прутья солнца. Готов поклясться, что это Феферл Ч С кем же это он ходит так поздно? Прикладываю руку к глазам и еще пристальнее вглядываюсь: кто же это с ним? Ой, кажется, Годл! Да, она, честное слово, она!... Вот как? Вот почему они так усердно занимаются грамматиками, книжки читают?! «Эх, Тевье! Ну, и дурень же ты!» - думаю я, останавливаю лошаденку и обращаюсь к моей парочке:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.